18 сентября 2020 г. |
Дело N А66-16368/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
при участии от общество с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" Иванова И.А. (доверенность от 01.11.2019),
рассмотрев 15.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" на постановление Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 04.06.2020 по делу N А66-16368/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры", адрес: 171361, Тверская область, район Старицкий, город Старица, улица им. Захарова, дом 72, ОГРН 1026901855474, ИНН 6942007548 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2019 N 337 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 160 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2020 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду применения судом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд постановлением от 04.06.2020 решение от 10.01.2020 отменил, в удовлетворении требований Обществу отказал.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом Общество ссылается на малозначительность правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 22.07.2002 серии ТВЕ N 56561 вид ТЭ, сроком действия до 01.01.2020, с целевым использованием и видами работ - добыча песчано-гравийного материала восточной части Южного участка месторождения "Заднепольское" для переработки на песок и щебень на участке, расположенном в Старицком районе Тверской области, неотъемлемой частью которой являются Условия пользования недрами с изменениями к ним.
Министерством установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 4.1, подпункта "а" пункта 4.2 названной лицензии (действовавшей в редакции изменений (приложение 4), пункта 13 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила N 814), Обществом не обеспечено наличие согласованного в установленном порядке ежегодного плана развития горных работ на 2019 год, а также в период с 20.04.2018 по 20.11.2018 осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ; в нарушение подпункта "а" пункта 6.2 лицензии недропользователь не представил в установленный срок, а также по состоянию на 01.01.2019 отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды за 2018 год.
В связи с выявленным нарушением должностным лицом Министерства в отношении Общества составлен протокол от 01.10.2019 N 337 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства о недрах, Министерство приняло постановление от 07.10.2019 N 337, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 160 000 руб. с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, установив в деянии Общества состав административного правонарушения, однако отменил оспариваемое постановление, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд решение отменил, в удовлетворении требований Общества отказал, сославшись на то, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Заслушав пояснения представителя Общества, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
На основании статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно подпункту "а" пункта 4.2 Условий пользования недрами (в редакции изменений N 4), являющихся неотъемлемым приложением 1 к лицензии ТВЕ 56561 ТЭ, недропользователь по рациональному изучению и использованию запасов полезных ископаемых и охране недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4.1 Условий пользования недрами (в этой же редакции) недропользователь по основным видам, объемам и срокам проведения работ должен обеспечить наличие ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год.
В подпункте "а" пункта 6.2 Условий пользования недрами (в этой же редакции) предусмотрено, что недропользователь обязан представлять в Министерство ежегодно (до 1 февраля года, следующего за отчетным годом) в том числе отчетность, связанную с пользованием недрами, в виде информационных отчетов о выполнении условий пользования недрами, сведения по платежам и налогам при пользовании недрами, а также о результатах мониторинга состояния окружающей среды.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, и правильно применив к установленным обстоятельствам положения Закона N 2395-1, пунктов 13, 15, 20 Правил N 814 и Условий пользования недрами, сделали вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Отменяя решения суда первой инстанции апелляционный суд сделал правильный вывод об отсутствие оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, указав на то, что административное наказание назначено заявителю в соответствии с требованиями КоАП РФ, отвечает характеру и степени общественной опасности деяния, длительному неисполнению Обществом нормативных требований и Условий пользования недрами, согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не допущено оснований для пересмотра постановления не имеется, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 04.06.2020 по делу N А66-16368/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.