23 сентября 2020 г. |
Дело N А05-13657/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" Лукашевич Е.С. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 23.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А05-13657/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ломоносовский", адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 49, пом. 16, 18, ИНН 2901169743, ОГРН 1072901013635 (далее - Общество), о возложении на ответчика обязанности организовать место (площадку) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для дома N 23 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 14.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лойшин Геннадий Степанович.
Решением суда от 06.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы отмечает, что собственники помещений в многоквартирном доме проголосовали против организации на земельном участке площадки для накопления ТКО. Полагает, что использование муниципальных земельных участков в данном случае невозможно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора управления от 01.07.2008 приступило к обслуживанию многоквартирного жилого дома 23 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске в качестве управляющей организации на основании решений общего собрания собственников помещений от 15.11.2007 N 2.
По условиям договора управления управляющая организация обязалась в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме, производить начисления и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
В силу пунктов 3.1 и 3.4 договора в перечень услуг и работ по содержанию, ремонту общего имущества и коммунальных услуг, входит сбор и вывоз бытовых отходов. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, установленный договором, не является исчерпывающим и может быть изменен сторонами в связи с изменением действующего законодательства, необходимостью проведения работ или оказания услуг в количестве или объеме, большем, чем установлено договором.
Как указывает Администрация, ей 02.09.2019 поступило обращение жителя дома 23 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельске по вопросу надлежащего оборудования контейнерной площадки.
Администрация 11.09.2019 направила Обществу письмо с просьбой организовать место (площадку) для накопления жилым домом ТКО, в том числе крупногабаритных, с водонепроницаемым покрытием (бетонным или асфальтовым), бордюром и зелеными насаждениями по периметру.
Общество отказало Администрации в организации площадки.
Полагая незаконным уклонение Общества от организации площадки для накопления ТКО, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, удовлетворил требования, признав их обоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество как управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для дома, находящегося в управлении.
Порядок и процедура определения мест (площадок) накопления ТКО в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, определены в постановлении Администрации от 20.09.2018 N 1126 (далее - Порядок N 1126).
Из материалов дела видно, что в ходе проведенного 29.08.2018 комиссионного осмотра специалистом администрации Ломоносовского территориального округа совместно с представителями Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и Общества определено и согласовано место размещения контейнерной площадки для спорного жилого дома при условии оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. При невыполнении данного условия согласование считается недействительным (письмо Администрации от 03.09.2018 N 31-37/3033).
В то же время собственники помещений спорного жилого дома приняли решение не размещать контейнерную площадку на территории земельного участка, кадастровый номер 29:22:050508:697 (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.10.2018 N 4).
В суде первой инстанции представитель Администрации пояснил, что в настоящее время место (площадка) для сбора и накопления ТКО для указанного жилого дома не согласовано.
Согласно пункту 1.1 Порядка N 1126 физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту нахождения контейнерной площадки заявку по форме, утвержденной нормативно-правовым актом Администрации муниципального образования "Город Архангельск"; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в случае организации места накопления ТКО у многоквартирного дома) по вопросу определения нового места размещения или переноса места сбора и накопления ТКО - для многоквартирных домов (если место сбора и накопления ТКО предназначено для нескольких домов, то протоколы общих собраний всех домов).
Место для сбора и накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правилами благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2.2 Порядка N 1126).
Согласно пункту 2.3 Порядка N 1126 в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест сбора и накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией.
В пунктах 2.4 и 2.7 Порядка N 1126 определено, что по результатам обследования территории комиссией составляется акт об определении места сбора и накопления ТКО (приложение N 4). При определении места сбора и хранения ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении мест сбора и накопления ТКО является основанием для обращения в Министерство имущественных отношений Архангельской области в соответствии с постановлением Минимущества Архангельской области от 06.12.2016 N 8-п "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Архангельской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
Доказательств того, что Обществом принимались меры для согласования размещения спорной площадки в соответствии с указанным Порядком N 1126, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем Общество, осуществляя функции управления в отношении спорного многоквартирного дома, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома.
Таким образом, поскольку обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на Обществе, суды обоснованно удовлетворили иск.
В силу норм жилищного законодательства Общество, заключив договор управления, обязано организовать и содержать место накопления ТКО, надлежаще оказывать все виды коммунальных услуг.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А05-13657/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.