22 сентября 2020 г. |
Дело N А56-31373/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К.,
при участии от акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" Кисловой О.С. (доверенность от 31.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А56-31373/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга", адрес: 196211, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 73, корп. 2, лит. "А", ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, кааб. 6074, ОГРН 1037843011931, ИНН 7825363978 (далее - Комитет), о признании недействительным распоряжения от 30.01.2018 N 26 "О передаче в эксплуатацию акционерному обществу "Теплосеть Санкт-Петербурга" бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 26).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифам Санкт- Петербурга (далее - Комитет по тарифам), Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет), Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением от 25.02.2020 иск удовлетворен частично. Распоряжение N 26 признано недействительным в части пунктов 2, 3, 8, 14, 149, 162, 163, 180, 182, 194, 211, 219, 233, 267, 273, 274, 275, 276, 299, 300, 302, 303, 304, 312, 363, 364, 384, 385, 386, 402, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 479, 572, 573, 615, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.07.2020 решение от 25.02.2020 отменено в части признания недействительным Распоряжения N 26, в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 25.02.2020 и постановление апелляционного суда от 15.07.2020.
По мнению подателя жалобы, Комитет не доказал наличие совокупности критериев для отнесения Общества к организациям, которым могут быть переданы в обслуживание бесхозяйные сети, указанные в Распоряжении N 26. Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что ряд спорных тепловых сетей находится на балансе иных организаций; тепловые сети, указанные в пункте 194 приложения к Распоряжению N 26, находятся не в зоне теплоснабжения Общества, а запитаны от газовых котельных.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Поскольку постановлением апелляционного суда от 15.07.2020 решение от 25.02.2020 отменено в части, то в кассационном порядке проверена законность обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, Распоряжением N 26 Общество определено в качестве эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в соответствии с перечнем согласно приложению (615 адресов), до признания права собственности на указанное бесхозяйное имущество.
Основанием для издания Распоряжения N 26 послужило заявление Администрации от 19.10.2017, в котором содержалось указание на наличие тепловых сетей, расположенных на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и определенных Администрацией в качестве бесхозяйных.
Распоряжение N 26 принято в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктом 3.29-12 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 N 757 (далее - Положение), распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 13.09.2017 N 136 "О порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей" (далее - Порядок N 136).
Распоряжением Комитета от 16.09.2019 N 165 в оспариваемое распоряжение от 30.01.2018 N 26 внесены изменения в части перечня передаваемых сетей (список сокращен до 262 пунктов - часть сетей исключена, часть сетей объединена в один пункт).
Ссылаясь на то, что спорные сети не являются бесхозяйными, находятся на обслуживании организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также не имеют непосредственного присоединения к сетям Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами Общества в части признания недействительными пунктов 2, 3, 8, 14, 149, 162, 163, 180, 182, 194, 211, 219, 233, 267, 273, 274, 275, 276, 299, 300, 302, 303, 304, 312, 363, 364, 384, 385, 386, 402, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 479, 572, 573, 615 Распоряжения N 26, удовлетворил заявление в этой части.
Апелляционный суд в части признания недействительным Распоряжения N 26 с выводами суда не согласился, отменил решение суда первой инстанции в этой части и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (часть 5 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В пункте 4.2 части 1 статьи 17 Закон N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, от 29.03.2011 N 2-П, отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения к перечню вопросов местного значения городских округов направлено на то, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
При этом из части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ следует, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации.
По материалам дела апелляционным судом установлено, Общество является теплосетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения. Из материалов дела также следует, что с использованием спорных тепловых сетей осуществляется передача тепловой энергии потребителям.
Материалами дела подтверждается, что спорные тепловые сети не входят в состав общего имущества многоквартирных домов и в зону эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации. Доказательства того, что спорные тепловые сети, поименованные в Распоряжении N 26, находятся в законном владении потребителей или иных публично-правовых образований в материалах дела отсутствуют. Указанные обстоятельства не оспариваются истцом.
Возражая против отказа в удовлетворении заявленных требований, истец сослался на то, что тепловые сети, указанные в пунктах 162, 163, 180, 299 Распоряжения N 26, находятся в зоне теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"; тепловые сети, указанные в пункте 194 Распоряжения N 26, находятся не в зоне теплоснабжения Общества, а запитаны от газовых котельных; тепловые сети, указанные в пунктах 3, 477, 476, 475, 572, 615, 219, 211, 473, 364, 363, 233, 274, 275, 276, 149, 182, 273, 472, 474, 2, 8, 14, 267, 300, 312, 384, 385, 402, 479, 573 Распоряжения N 26, находятся на балансе иных организаций, что подтверждается представленными в материалы дела актами разграничения балансовой принадлежности.
Отклоняя названные доводы, суд апелляционной инстанции со ссылками на пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 и пункт 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 правомерно указал на то, что представленные Обществом в материалы дела акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, не могут рассматриваться как правоустанавливающие документы, а носят исключительно технический характер, фиксируют подключение к системам теплоснабжения.
Иных доказательств передачи спорных тепловых сетей во владение иным организациям материалы дела не содержат.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылки Общества на то, что тепловые сети, указанные в пунктах 302-304, 386 Распоряжения N 26, находятся на балансе Общества, поскольку закрепление указанной тепловой сети за заявителем оспариваемым Распоряжением N 26 не влечет в данном случае нарушения прав и законных интересов Общества, при этом доказательства надлежащего оформления права собственности на спорные участки теплосети заявителем не представлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждается факт принадлежности вышеуказанных тепловых сетей Санкт-Петербургу или иным лицам.
Распоряжение N 26 принято Комитетом по энергетике в соответствии с требованиями Порядка N136.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что согласно позиции Комитета по тарифам, основанной на положениях Закона N 190-ФЗ, затраты Общества на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей подлежат включению в тариф теплосетевой организации.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что удовлетворение заявления Общества влечет правовую неопределенность в вопросе эксплуатации тепловых сетей и может привести к нарушению прав как потребителей тепловой энергии, так и поставщика ресурса. Тепловые сети, являясь социально значимыми объектами инженерной инфраструктуры, представляющими опасность для имущества, жизни и здоровья граждан, должны иметь эксплуатирующую организацию, которая в свою очередь должна быть профессиональным участником отношений в сфере теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Распоряжение N 26 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества.
Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений апелляционным судом при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А56-31373/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.