30 сентября 2020 г. |
Дело N А56-68276/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от акционерного общества "Адмиралтейские верфи" представителя Мороз Е.Г. (доверенность от 25.12.2019), от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга представителя Сберовой Е.А. (доверенность от 25.02.2020),
рассмотрев 24.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Адмиралтейские верфи" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-68276/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Софийский бульвар, д. 26, лит. А, ОГРН 1027809000834, ИНН 7820035042 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о взыскании с акционерного общества "Адмиралтейские верфи", адрес: 190121, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 203, ОГРН 1089848054339, ИНН 7839395419 (далее - Общество, АО "Адмиралтейские верфи"), 72 837,40 руб. убытков, возникших в связи с представлением неполных сведений за август 2018 года в Пенсионный фонд Российской Федерации, повлекшем выплату пенсии в завышенном размере.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 с Общества в пользу Управления взыскано 58 269,95 руб. убытков, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе АО "Адмиралтейские верфи", ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 21.05.2020, оставить в силе решение от 18.02.2020.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что Управление на основании представленных страхователем сведений о работающих пенсионерах по форме РСВ-1 (расчет страховых взносов) за III квартал 2018 года имело возможность установить, что пенсионеры в августе 2018 года продолжали осуществлять трудовую деятельность в Обществе, и принять решение о прекращении выплаты им пенсии в завышенном размере, однако территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации факт работы пенсионеров не уточнил и соответствующее решение не принял.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах, по форме СЗВ-М за август 2018 года представлены Обществом в Управление в установленный законом срок (07.09.2018), однако не содержали информации о 9 работающих пенсионерах, что послужило основанием для принятия Управлением решений о повышении этим лицам размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающим пенсионерам.
Факты выплаты пенсий в завышенном размере в период с 01.11.2018 по 31.12.2018 и осуществление доплаты за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 подтверждаются решениями о назначении пенсий, распоряжениями о перерасчете размера пенсии, решениями о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), протоколами выявления излишне выплаченных пенсионерам сумм пенсий.
В дальнейшем, 16.11.2018 Общество представило дополняющую форму СЗВ-М за август 2018 года, в которой содержались, в том числе, сведения о застрахованных 9 работающих пенсионерах.
Поскольку нарушение Обществом срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года повлекло неправомерную выплату 9 пенсионерам пенсии в завышенном размере в общей сумме 72 837 руб. 40 коп., Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично и взыскал с Общества в пользу Управления 58 269,95 руб. убытков, не установив в отношении остальной части заявленной суммы причинно-следственной связи между несвоевременным представлением страхователем упомянутых сведений и выплатой работающим пенсионерам пенсии в завышенном размере.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи не согласился, посчитал, что истцом доказано наличие оснований для удовлетворения требования о возмещении убытков в заявленном размере, в связи с чем решение суда изменил, взыскав с ответчика убытки в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.
В статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника (пункт 1 статьи 404 ГК РФ).
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела апелляционный суд не установил оснований для уменьшения размера ответственности Общества.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н; далее - Правила), правомерно исходил из следующего.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В силу пункта 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
В настоящем случае, как установлено апелляционным судом, дополняющие сведения за август 2018 года с информацией о 9 работающих пенсионерах представлены Обществом в Управление только 16.11.2018, и исходя из особенностей технологического процесса обработки форм отчетности, осуществляемого исключительно в автоматизированном режиме, этим сведения в декабре 2018 года еще не были отражены на лицевых счетах. При этом до полного завершения цикла обработки сведений работники территориального органа Пенсионного фонда не имели технологической возможности увидеть сведения о работе на лицевых счетах пенсионеров.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признал наличие причинно-следственной связи между действиями Общества, нарушившего срок представления сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, и фактами излишней выплаты пенсии. Оснований полагать, что переплата в рассматриваемой ситуации была обусловлена также действиями (бездействием) Управления, суд не установил.
При таких обстоятельствах требования истца о возмещении убытков правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Ссылки Общества на то, что Управление в ноябре 2018 года могло на основании данных отчета по форме РСВ-1 за третий квартал 2018 года установить, что указанные в иске 9 работников в августе - сентябре 2018 года не увольнялись, проверены и отклонены апелляционным судом как документально не подтвержденные.
Оснований полагать выводы апелляционного суда не соответствующими представленным в материалы дела доказательствам не имеется.
Несогласие Общества с выводами суда и иная оценка фактических обстоятельств дела не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-68276/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Адмиралтейские верфи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.