30 сентября 2020 г. |
Дело N А66-1877/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 30.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на определение Арбитражного суда Тверской области от 23.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу N А66-1877/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков", адрес: 172734, Тверская обл., г. Осташков, ул. Строителей, д. 9а, ОГРН 1136913001268, ИНН 6913015960, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150, о взыскании (с учетом уточнения требований) 5805 руб. 58 коп. задолженности за коммунальную услугу по отоплению за период с 01 по 10 января 2016 года, а также к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), о взыскании 1 567 775 руб. 28 коп. задолженности за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.01.2016 по 30.04.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь".
Решением суда от 22.05.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2019 принят отказ истца от иска о взыскании с Министерства обороны 91 651 руб. 44 коп. задолженности; решение от 22.05.2019 в указанной части отменено, производство по делу в этой части прекращено. В остальной части решение от 22.05.2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2020 решение от 22.05.2019 и постановление от 20.11.2019 оставлены без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097 Москва, ул. Ильинка, д. 9, корп. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Минфин) 19.02.2020 обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебных актов в отношении Российской Федерации в лице Министерства обороны. Минфин просит определить исполнение судебных актов за счет средств бюджета, выделяемых Министерству обороны, и исключить указание о взыскании денежных сумм за счет казны.
Одновременно Минфином подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта - постановления арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по исполнительному листу от 20.12.2019 серии ФС N 031859809 до момента вступления в законную силу судебного акта по заявлению об изменении способа и порядка исполнения постановления.
Определением суда от 23.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2020, в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта отказано.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить определение от 23.03.2020 и постановление от 14.07.2020, принять новый судебный акт.
В отзыве на жалобу истец просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что вступившее в законную силу постановление апелляционного суда от 20.11.2019 полностью исполнено.
Лица, участвующие в деле, и Минфин уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность определения и постановления проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанная норма призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов. Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо как на основание своих требований, возлагается на данное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов (статья 71 АПК РФ).
Минфин не представил объективных доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Представленные им объяснения не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 324 АПК РФ оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств и подтверждающих их доказательств.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 23.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу N А66-1877/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.