06 октября 2020 г. |
Дело N А21-14745/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" Александрович М.Е. (доверенность от 20.01.2020 N 1), Вакуленко Т.А. (доверенность от 26.03.2018 N 06),
рассмотрев 06.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А21-14745/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев", адрес: 238050, Калининградская область, Гусевский район, город Гусев, улица Победы, дом 11А, ОГРН 1113926033858, ИНН 3902801212 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Гусев-Водоканал", адрес: 238050, Калининградская область, Гусевский район, город Гусев, улица Железнодорожная, дом 46, ОГРН 1123926047850, ИНН 3902801741 (далее - Водоканал, ответчик), о взыскании 50 089 руб. 86 коп. неосновательного обогащения за период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.06.2020, в удовлетворении исковых требований отказано
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты. Как указывает податель жалобы, суды не учли, что предметом заключенного сторонами договора водоотведения является исключительно приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов (далее - МКД). МКД, в отношении которых производится прием сточных вод, не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета (далее - ОДПУ) сточных вод. В соответствии с частью 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом "в" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объемы принятых сточных вод на общедомовые нужды должны определяться исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных услуг, который установлен уполномоченным органом.
Водоканал в отзыве, поступившем в суд 23.09.2020 в электронном виде, возражает против удовлетворения жалобы и просит рассмотреть ее в отсутствие своего представителя.
Общество 02.10.2020 представило письменные возражения на отзыв Водоканала.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (управляющая организация) и Водоканалом (ресурсоснабжающая организация) 19.04.2019 заключен договор водоотведения (далее - договор), предметом которого является прием ресурсоснабжающей организацией от многоквартирных домов сточных вод в целях обеспечения управляющей организаций использования и содержания общего имущества (далее - СОИ) в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1 к договору.
Датой начала приема сточных вод стороны согласовали 01.01.2019 (пункт 2.1 договора).
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что для расчета объема сточных вод водоотведения используются общедомовые приборы учета, а при их отсутствии - нормативы потребления коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 5.4 договора объем отведенных сточных вод, подлежащий оплате управляющей организацией по договору, определяется в соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124. В случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, стороны вправе произвести расчет объемов потребленных коммунальных ресурсов в соответствии с подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124.
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества, не оборудованы общедомовыми приборами учета водоотведения.
Во исполнение условий договора Водоканал ежемесячно предъявлял Обществу счета на оплату коммунального ресурса водоотведения, потребляемого в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
При этом Водоканал определял объем коммунального ресурса на содержание общего имущества (водоотведение) по показаниям общедомового прибора учета водоснабжения.
Общество за период с января по май 2019 года платежными поручениями от 05.04.2019 N 718, N 719, от 16.04.2019 N 859, от 21.06.2019 N 1389, N 1390 уплатило Водоканалу 222 583 руб. 92 коп., в том числе 126 871 руб. 33 коп. за водоотведение.
Общество установило, что в предъявленных счетах за период с января по май 2019 года по домам N 16 ул. Железнодорожная, N 11 ул. З.Космодемьянской, N 48 пр. Ленина, N 16 ул. Победы, где отсутствуют общедомовые приборы учета на водоотведение, объем сточных вод по услуге водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов рассчитан по показаниям общедомового прибора учета водоснабжения.
Согласно произведенным Обществом расчетам объем водоотведения, рассчитанный по нормативу, за январь-май 2019 года составляет 76 781 руб. 47 коп., переплата составила 50 089 руб. 86 коп.
Общество направило в адрес Водоканала претензию от 21.06.2019 N 1800 с требованием произвести возврат излишне оплаченной суммы.
Письмом от 25.06.2019 N 93 Водоканал отказал в удовлетворении претензии в добровольном порядке, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Разногласия сторон по настоящему делу сводятся к порядку определения объема сточных вод, потребленных в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Суды, руководствуясь статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктом 21 Правил N 124, указали на ничтожность условий договора об определении объема отводимых сточных вод на СОИ исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов. При этом суды пришли к выводу, что объем водоотведения МКД равен объему горячей и холодной воды, поставленной в МКД, мотивируя этот вывод положениями подпункта в(4) пункта 21 Правил N 124.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ предусматривает, что при отсутствии ОДПУ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 124, которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), установив два алгоритма расчета.
Алгоритм расчета зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт в(4) пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 13 Правил N 124, в целях содержания общего имущества МКД (подпункт в) пункта 21(1) Правил N 124).
Подпункт в) пункта 21(1) Правил N 124 в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случаях, когда договор ресурсоснабжения заключен применительно к ситуации, предусмотренной подпунктом в) пункта 21(1) Правил N 124, МКД не оборудован ОДПУ сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления и не может быть определен иным образом.
Как указывало Общество при рассмотрении дела, нормативы потребления коммунальной услуги водоотведения в целях содержания общего имущества в МКД установлены приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2018 N 110-01 окк/18.
В ходе рассмотрения дела Общество ссылалось на наличие у Водоканала заключенных с собственниками помещений, расположенных в МКД, договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В материалы дела представлены договоры управления, заключенные Обществом с собственниками помещений спорных МКД (том дела 1, листы 160-221).
Согласно пункту 4.3 договоров управления коммунальные услуги потребителям предоставляют ресурсоснабжающие организации.
В материалы дела также представлены решения общих собраний собственников помещений МКД о сохранении действующего порядка предоставления коммунальных услуг на основании прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (том дела 1, листы 126-134, 225-226), что соответствует части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приводимые Обществом доводы о наличии у собственников помещений спорных МКД прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и представленные им доказательства имеют существенное значение для правильного рассмотрения спора, однако не получили оценки судов.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, Водоканал как исполнитель коммунальных услуг выставлял собственникам помещений спорных МКД платежные документы на оплату коммунальных услуг, в которых объем водоснабжения равен объему водоотведения (том дела 1, лист 143). Наряду с этим в составе услуг по водоотведению на СОИ Обществу предъявлен к оплате объем стоимости услуг по водоснабжению на основании показаний ОДПУ МКД, что противоречит приведенным нормам.
Выводы судов о том, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате в связи с содержанием общего имущества МКД, может быть определен на основании положений подпункта в(4) пункта 21 Правил N 124, сделан без учета приведенных положений законодательства, а также общего толкования статьи 157 ЖК РФ, устанавливающей применение норматива в качестве приоритетного способа определения объема потребленных коммунальных услуг в отсутствии прибора учета.
Указанный судом расчетный метод определения объема потребленной коммунальной услуги не соответствует условиям и целям заключенного сторонами договора, а также порядку определения обязательств Общества, установленному подлежащими применению положениями законодательства.
Применив нормы права, не подлежащие применению, суды также не проверили представленный Обществом расчет стоимости услуги водоотведения на СОИ на соответствие требованиям подпункта в) пункта 21(1) Правил N 124.
Поскольку выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и относящихся к предмету доказывания, вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции в связи с необходимостью установления фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 287 АПК РФ), обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо в соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ учесть сказанное в настоящем постановлении и устранить допущенные нарушения, а также предпринять меры для полного и всестороннего исследования доказательств и установлению обстоятельств дела. В частности, суду следует установить наличие (отсутствие) у собственников помещений спорных МКД прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (Водоканалом) в целях применения соответствующего алгоритма расчета стоимости коммунального ресурса (водоотведения) на СОИ (пункт 21 или 21(1) Правил N 124); с учетом подлежащих применению норм проверить объем и стоимость предъявленных Обществу к оплате услуг по отведению сточных вод; дать оценку представленному Обществу расчету стоимости услуг водоотведения на СОИ для решения вопроса о наличии (отсутствии) неосновательного обогащения на стороне Водоканала; принять законное и обоснованное решение, надлежащим образом применив нормы материального и процессуального права; распределить судебные расходы, в том числе понесенные в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А21-14745/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.