06 октября 2020 г. |
Дело N А56-153608/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Кустова А.А.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Стецик Е.Б. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 05.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А56-153608/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом", адрес: 183017, г. Мурманск, ул. Сафонова, д. 30, ОГРН 1145190007830, ИНН 5190035209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение) о взыскании 115 490 руб. 94 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 13 по ул. Ушакова в г. Мурманске за период с 01.05.2017 по 31.07.2018.
Определением от 07.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Управление).
Определением от 18.12.2019 по ходатайству Общества, Министерство привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением суда первой инстанции от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит вынесенные по делу решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, в отсутствие государственного контракта у Учреждения не возникло обязательства по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД).
Кроме того, по мнению подателя жалобы, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Министерство не наделало Учреждение полномочиями по оплате коммунальных услуг объектов, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. По решению Министерства указанные функции возложены на Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа, а также на подведомственный Управлению 126 отдел территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг. Учреждение не вправе принимать на себя обязательства, не обеспеченные бюджетными средствами.
Также податель жалобы указывает, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано Управление, которое с 01.04.2017 осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, к полномочиям которого относится заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество с 01.07.2015 осуществляет управление МКД по адресу: ул. Ушакова, д. 13 в г. Мурманске, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2015 (далее - Договор управления), утвержденного по итогам решения общего собрания в форме очно-заочного голосования собственников помещений указанного МКД, оформленного протоколом от 19.06.2015.
Этим же собранием собственников помещений МКД принято решение об утверждении тарифа за содержание и ремонт общего имущества МКД на первый год управления в размере 37 руб. 84 коп. за кв.м., за второй год действия Договора - 41 руб. 63 коп., за третий год - 45 руб. 80 коп.
Управляющая организация вправе взыскивать с собственника или иных пользователей задолженность по оплате услуг (пункт 3.2.5 Договора управления).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.09.2009 N 51-АВ 143943 право оперативного управления спорным зданием "Общежитие" зарегистрировано за государственным учреждением "1967 Отделение морской инженерной службы".
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18.08.2011 N 31381 и актом приема передачи от 28.03.2014 здание "Общежитие", расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Ушакова, д. 13, передано в оперативное управление Учреждению.
В настоящее время большая часть жилых помещений в здании приватизирована и оно приобрело статус многоквартирного дома, в котором нежилые помещения N III, площадью 101 кв. м, и IV, площадью 63,4 кв.м находятся на балансе Учреждения.
Общество, ссылаясь на наличие у Учреждения задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за период с 01.05.2017 по 31.07.2018 в размере 115 490 руб. 94 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, руководствуясь статьями 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 30, 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), удовлетворили заявленные требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 210 и 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 5 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Из материалов дела следует, что Учреждение осуществляет права собственника в отношении нежилых помещений N III и IV, расположенных в МКД, находящемся в управлении Общества. Доказательств передачи названных помещений на баланс Управления или иному лицу Учреждение и Министерство не представили.
Довод подателя жалобы о том, что услуги оказаны в отсутствие государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей организации обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта. Данная правовая позиция сформирована в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Таким образом, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Отсутствие у сторон заключенного в порядке норм Закона N 44-ФЗ государственного контракта, а равно бюджетного финансирования не препятствует удовлетворению иска.
Как верно указали суды, доказательств передачи спорного объекта на баланс Управления в материалы дела не представлено, как и доказательств оплаты оказанных Обществом услуг за спорный период кем-либо из обязанных по мнению подателя жалобы, лиц.
Поскольку в дело представлены доказательства оказания услуг и отсутствуют документы, свидетельствующие об их оплате, равно как и претензии относительно качества их оказания, суды правомерно признали требования Общества обоснованными и удовлетворили иск.
Доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают свое несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А56-153608/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о том, что услуги оказаны в отсутствие государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей организации обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта. Данная правовая позиция сформирована в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
...
Отсутствие у сторон заключенного в порядке норм Закона N 44-ФЗ государственного контракта, а равно бюджетного финансирования не препятствует удовлетворению иска.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А56-153608/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2020 г. N Ф07-2969/20 по делу N А56-153608/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2969/20
06.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9586/20
27.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9586/20
25.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-153608/18