06 октября 2020 г. |
Дело N А66-15312/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 06.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А66-15312/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" (адрес: 170003, г. Тверь, ул. Стадионная, д. 8; ОГРН 1146952007905;
ИНН 6952041114; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; далее - Управление) от 02.09.2019 N 2575/3/ОГ-19.
Решением суда первой инстанции от 03.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 05.08.2019 N 2575/2/ОГ-19 проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом, осуществляющим управление многоквартирным домом по адресу: г. Тверь, ул. Артюхиной, д. 15, корп. А, ранее выданного ему предписания от 11.06.2019 N 2575/2/ОГ-19.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 02.09.2019 N 2575/2/ОГ-19, что указанное предписание не исполнено: собственникам помещений дома в платежных документах на оплату коммунальных услуг за январь и февраль 2019 года, помимо отражения в платежном документе отдельной строкой платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) произведено дополнительное начисление платы по строке "организация и содержание мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб. за 1 кв.м. При этом собственники помещений дома решения об утверждении размера платы за организацию и содержание мест накопления ТКО не принимали.
Об устранении указанного нарушения в срок до 28.10.2019 путем прекращения начисление потребителям платы по строке "организация и содержание мест накопления ТКО", а также перерасчета ранее начисленной платы по указанной строке за январь и февраль 2019 года Управление выдало Обществу предписание от 02.09.2019 N 2575/3/ОГ-19.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое предписание является правомерным и обоснованным, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
В силу части 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно договору управления указанным многоквартирным домом от 01.05.2015, утвержденному решением общего собрания собственников помещений дома, размер платы за вывоз ТБО на дату заключения договора был определен в размере 1,86 руб./кв.м. (впоследствии проиндексирован до 2,61 руб./кв.м.).
С 01.01.2019 вопросы обращения с ТКО в Тверской области перешли в ведение регионального оператора - муниципального унитарного предприятия "Тверьспецавтохозяйство".
Судами двух инстанций также установлено, что с 01.01.2019 Общество исключило из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения строку "Вывоз отходов" по тарифу 2,61 руб./кв.м. одновременно увеличив плату за содержание и ремонт жилого помещения на 0,57 руб./кв.м. путем включения в расчет платы отдельной строки "Организация и содержание мест накопления ТКО".
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что управляющая организация в нарушение части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ исключила из состава платы за коммунальные услуги плату за обращение с ТКО не полностью, а частично.
При этом, как установлено судами, плата за содержание и ремонт жилого помещения увеличена Обществом в отсутствие решения общего собрания собственников помещений, а также не является индексацией платы за содержание жилого помещения, предусмотренной договором управления.
Исходя из того, что нормами жилищного законодательства, имеющего приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений, не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания Управления упомянутым нормам жилищного законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов Общества нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А66-15312/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами двух инстанций также установлено, что с 01.01.2019 Общество исключило из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения строку "Вывоз отходов" по тарифу 2,61 руб./кв.м. одновременно увеличив плату за содержание и ремонт жилого помещения на 0,57 руб./кв.м. путем включения в расчет платы отдельной строки "Организация и содержание мест накопления ТКО".
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что управляющая организация в нарушение части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ исключила из состава платы за коммунальные услуги плату за обращение с ТКО не полностью, а частично.
...
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А66-15312/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш район" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2020 г. N Ф07-9939/20 по делу N А66-15312/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9939/20
06.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-625/20
08.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-625/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-15312/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-15312/19
27.09.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-15312/19