07 октября 2020 г. |
Дело N А66-18136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства внутренних дел Российской Федерации Сергеенкова А.Н. (доверенность от 10.01.2020 N Д-1/7), от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области Сергеенкова А.Н. (доверенность от 10.01.2020 N Д-1/6), от Главного управления региональной безопасности Тверской области Щеглова В.Е. (доверенность от 24.09.2020 N 312-В), от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 13.04.2020 N 6),
рассмотрев 30.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу от Главного управления региональной безопасности Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А66-18136/2019,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление региональной безопасности Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 13, ОГРН 1076952015018, ИНН 6950061404 (далее - Управление безопасности), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, адрес: 170005, г. Тверь, пл. Мира, д. 1/70, ОГРН 1036900007781, ИНН 6902013070 (далее - Управление МВД), о взыскании 34 036 493 руб. 92 коп. задолженности по договору аренды от 05.06.2008 N 4623-к за период с 01.08.2008 по 10.04.2017, 3 370 921 руб. 99 коп. пеней за период с 11.09.2008 по 10.04.2017, а также 103 124 031 руб. 10 коп. неустойки за просрочку возврата имущества за период с 11.08.2008 по 10.04.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; Министерство финансов Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, адрес: 170026, Тверская обл., г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1066950072837, ИНН 6950019730; Министерство финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; Министерство внутренних дел Российской Федерации, адрес: 119049, Москва, Житная ул., д. 16, ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737 (далее - МВД России).
Решением суда от 06.02.2020 с Управления МВД в пользу Управления безопасности взыскано 2 072 735 руб. 01 коп. задолженности по договору аренды от 05.06.2008 N 4623-к за период с 01.10.2016 по 10.04.2017, 147 273 руб. 28 коп. пеней за период с 11.11.2016 по 10.04.2017 и 153 491 руб. 49 коп. неустойки за просрочку возврата имущества за период с 23.10.2016 по 10.04.2017, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 данное решение отменено в части взыскания с Управления МВД 2 072 735 руб. 01 коп. задолженности за период с 01.10.2016 по 10.04.2017, 147 273 руб. 28 коп. за период с 11.11.2016 по 10.04.2017, в удовлетворении данных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление безопасности, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит постановление отменить и оставить в силе решение от 06.02.2020.
Податель жалобы считает ошибочным применение апелляционным судом положений частей 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) и полагает, что фактически Управление Федеральной миграционной службы по Тверской области в период с 01.10.2016 по 10.04.2017 не было упразднено и помещение использовалось указанным лицом.
В судебном заседании представители Управления безопасности и Министерства финансов Тверской области настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, а представители Управления МВД и МВД России возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом Тверской области (арендодателем) и Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области (арендатором, далее - УФМС) был заключен договор от 05.06.2008 N 4623-к аренды нежилых помещений с инвентарными номерами 1-44 площадью 917,3 кв.м, расположенных на 4 этаже здания по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 13.
Согласно пункту 1.1 договора объекты предоставлены для использования под служебные помещения.
В силу пункта 1.2 договор действует с даты его подписания сторонами по 31.07.2008 и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2008.
Помещения переданы арендатору по акту приема-передачи от 01.01.2008.
Согласно пункту 4.1 договора аренды арендная плата за пользование объектом определяется согласно Методике определения и расчета арендной платы за пользования имуществом, находящимся в государственной собственности Тверской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24.06.2004 N 965-П-З и составляет сумму (включая НДС) в размере 386 183 руб. 30 коп. в месяц и вносится арендатором один раз каждый месяц не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
В силу пункта 4.4 договора при неуплате арендатором арендной платы в установленные договором сроки начисляются пени в размере 10% от просроченной суммы за каждый месяц просрочки.
Согласно пункту 5.5 договора он прекращает свое действие по окончании его срока.
В соответствии с пунктом 5.2 договора в случае просрочки возврата объекта арендатор уплачивает неустойку в размере 1/10 месячной арендной платы за каждый день просрочки.
Комитет по управлению имуществом Тверской области направил в адрес УФМС уведомление от 14.07.2008 N 9127-05 о прекращении договора аренды в связи с истечением срока его действия.
Указанное уведомление получено арендатором 15.07.2008, что подтверждается имеющимся в деле распиской о вручении почтового отправления.
Судами установлено, что впоследствии на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба была упразднена, ее функции и полномочия были переданы МВД России.
Данным Указом установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусматривающее, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Этим же Указом утверждено Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, которым установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации; территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России; территориальный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (подпункт 19 пункта 13).
Во исполнение пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 МВД России издало распоряжение от 12.09.2016 N 1/9209, которым предусмотрена передача соответствующих полномочий должностным лицам территориальных органов МВД России на региональном уровне в целях обеспечения непрерывности осуществления переданных МВД России функций и полномочий упраздненной ФМС России, а также с учетом организационно-структурного построения территориальных органов МВД России. Полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции возложены на МВД России, являющемуся правопреемником упраздненной ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Управление безопасности обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на неисполнение арендатором обязанности по внесению арендной платы за пользование спорным имуществом и несвоевременный возврат арендодателю объекта аренды после прекращения действия договора.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установил факт неисполнения ответчиком обязательства по внесению платы за фактическое пользование спорным имуществом, однако, с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности за период с 01.01.2008 по 31.09.2016, пришел к выводу об обоснованности требований только в части взыскания задолженности за период с 01.10.2016 по 10.04.2017 в размере 2 072 735 руб. 01 коп., 147 273 руб. 28 руб. пеней за период с 11.11.2016 по 10.04.2017 за просрочку платежей и 153 491 руб. 49 коп. неустойки за просрочку возврата имущества за период с 23.10.2016 по 10.04.2017. В остальной части требований суд отказал.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда в части удовлетворения требований о взыскании задолженности за период с 01.10.2016 по 10.04.2017 в размере 2 072 735 руб. 01 коп., 147 273 руб. 28 руб. пеней за период с 11.11.2016 по 10.04.2017 за просрочку платеж и отменил решение от 06.02.2020 в этой части, отказав в удовлетворении данных требований. При этом апелляционный суд исходил из того, что после упразднения ФМС России подразделения по вопросам миграции стали являться структурными подразделениями территориальных органов МВД России, которые в силу положений статьи 54 Закона N 3-ФЗ получили право безвозмездного пользования имуществом, что не было учтено судом первой инстанции при принятии решения.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого апелляционного постановления в связи со следующим.
Как предусмотрено статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с положениями статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Как указано в пункте 1 статьи 610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
По правилам пункта 1 статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона N 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как следует из части 9 статьи 54 Закона N 3-ФЗ, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 54 Закона N 3-ФЗ до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Проанализировав приведенные правовые нормы и представленные в материалы дела доказательства, оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд на основании установленных по делу фактических обстоятельств сделал правомерный вывод о том, что после упразднения УФМС и вступления в силу Закона N 3-ФЗ Управление МВД вправе безвозмездно использовать спорное имущество, поскольку с 01.03.2011 у органов полиции прекращена обязанность по внесению платы за пользование предоставленными им помещениями.
В связи с этим заявленные в пределах срока исковой давности требования о взыскании платы за пользование помещением и неустойки за просрочку платежей не подлежали удовлетворению.
Данные выводы апелляционного суда соответствуют положениям статьи 54 Закона N 3-ФЗ и фактическим обстоятельствам дела, поскольку ответчик входит в состав полиции, является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, то ему в силу части 10 статьи 54 Закона N 3-ФЗ предоставлен особый титул владения имуществом (на праве безвозмездного пользования), а для истца как арендодателя установлен запрет на обременение этого имущества, в том числе на взимание платы за пользование объектом.
Суд кассационной инстанции полагает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, они соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Пределы кассационной проверки апелляционного постановления ограничены доводами кассационной жалобы, которые сводятся к несогласию с отказом в иске о взыскании задолженности и неустойки за просрочку платежей за пользование объектом.
Спорные правоотношения правильно квалифицированы апелляционным судом, все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого апелляционного постановления.
Доводы Управления безопасности, аргументированные ссылкой на обстоятельства спора, которым, по мнению подателя жалобы, должна быть дана иная оценка, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установление вопросов факта, что согласно положениям статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
В рамках настоящего дела у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной квалификации спорных правоотношений и оценки обстоятельств.
При рассмотрении дела и вынесении постановления суд апелляционной инстанции установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А66-18136/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления региональной безопасности Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.