Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2020 г. N Ф07-9593/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А66-18136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Осиповым Н.Д.
при участии от Министерства внутренних дел Российской Федерации Селиверстовой М.В. по доверенности от 10.01.2020 в порядке передоверия, от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области - Селиверстовой М.В. по доверенности от 10.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 февраля 2020 года по делу N А66-18136/2019,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление региональной безопасности Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, улица Вагжанова, дом 13; ОГРН 1076952015018, ИНН 6950061404, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (адрес: 170005, город Тверь, площадь Мира, дом 1/70; ОГРН 1036900007781, ИНН 6902013070, далее - УМВД) о взыскании 140 531 447 руб. 01 коп. задолженности по договору аренды от 05.06.2008 N 4623-к, в том числе 34 036 493 руб. 92 коп. долга за период с 01.08.2008 по 10.04.2017, 3 370 921 руб. 99 коп. пеней за период с 11.09.2008 по 10.04.2017, а также 103 124 031 руб. 10 коп. неустойки за просрочку возврата имущества за период с 11.08.2008 по 10.04.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением суда от 06 февраля 2020 года с УМВД в пользу Управления взыскано 2 373 499 руб. 78 коп., в том числе 2 072 735 руб. 01 коп. задолженности по договору аренды от 05.06.2008 N 4623-к за период с 01.10.2016 по 10.04.2017, 147 273 руб. 28 коп. пеней за период с 11.11.2016 по 10.04.2017 и 153 491 руб. 49 коп. неустойки за просрочку возврата имущества за период с 23.10.2016 по 10.04.2017. В оставшейся части в удовлетворении исковых требований отказано.
УМВД с решением суда в части взыскания не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на следующее. Управление является ненадлежащим истцом по делу; после упразднения миграционная служба стала структурным подразделением территориальных органов МВД и получила право безвозмездного пользования имуществом в силу положений статей 9-10 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", что судом при принятии решения учтено не было; истцом пропущен срок исковой давности; УМВД не является надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Комитетом по управлению имуществом Тверской области (арендодатель) и Управлением Федеральной миграционной службы по Тверской области (арендатор, УФМС) 05.06.2008 был заключен договор аренды объекта нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением N 4623-к.
По указанному договору арендатору за плату во временное владение и пользование был предоставлен объект нежилого фонда - нежилые помещения (Объект), инв. N N 1-44, 4-ый этаж, площадь Объекта - 917,3 кв. м, в здании, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова д. 13.
Цель использования - служебные помещения.
Срок действия договора аренды согласно пункту 1.2 договора установлен с даты его подписания сторонами по 31.07.2008; указано, что договор распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2008.
Передача нежилых помещений оформлена актом приема-передачи от 01.01.2008.
Порядок внесения арендных платежей и их размер установлен в разделе 4 договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора аренды арендная плата за пользование Объектом определяется согласно Методике определения и расчета арендной платы за пользования имуществом, находящимся в государственной собственности Тверской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24.06.2004 N 965-П-З и составляет сумму, включая НДС, в размере 386 183 руб. 30 коп. в месяц и вносится арендатором один раз каждый месяц не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Комитетом по управлению имуществом Тверской области 14.07.2008 направлено в адрес УФМС уведомление о прекращении договора аренды после истечения срока его действия (N 9127-05), которое получено последним 15.07.2008.
В последующем, в соответствии с указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба была упразднена. Функции и полномочия упраздненной УФМС переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. Установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздненной Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Поскольку до 10.04.2017 помещения, переданные УФМС по договору аренды освобождены не были, Управление обратилось к УМВД с настоящим иском о взыскании задолженности в период с 01.08.2008 по 10.04.2017 в сумме 34 036 493 руб. 92 коп. и штрафных санкций.
Суд первой инстанции, с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности, пришел к выводу об обоснованности исковых требований частично.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 606, пункта 1 статьи 614 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В настоящий момент, здание, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова д. 13, закреплено на праве оперативного управления за истцом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2014 серии 69-АГ N 113405.
В силу пункта 1 статьи 120, статей 296, 298 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (в редакции, действующей на момент заключения договора) от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
При изложенных обстоятельствах, суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Управление является надлежащим истцом по делу.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, ее штатная численность (с сокращением на 30 процентов).
Данным Указом установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусматривающее, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждены Положение о МВД России и Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации.
Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел России по субъекту Российской Федерации, утвержденном упомянутым Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (пункт 1). Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 2). Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (пункт 5). Территориальный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (подпункт 19 пункта 13).
Во исполнение пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 Министерством внутренних дел Российской Федерации издано распоряжение от 12.09.2016 N 1/9209 "Об организации осуществления территориальными органами МВД России функций и полномочий в сфере миграции", предусматривающее передачу соответствующих полномочий должностным лицам территориальных органов МВД России на региональном уровне, в целях обеспечения непрерывности осуществления переданных МВД России функций и полномочий упраздненной ФМС России, а также с учетом организационно-структурного построения территориальных органов МВД России.
Полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции возложены на МВД России, являющемуся правопреемником упраздненной ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Факт пользования ответчиком спорным имуществом после упразднения УФМС и до 10.04.2017 сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Управлением заявлен иск о взыскании 34 036 493 руб. 92 коп. долга за период с 01.08.2008 по 10.04.2017.
При рассмотрении спора УМВД было заявлено о применении срока исковой давности.
Поскольку истец обратился в суд с иском 22.11.2019, суд первой инстанции признал требования о взыскании арендной платы за период с 01.01.2008 по 31.09.2016 необоснованными (заявленными за пределами срока исковой давности), и взыскал с УМВД задолженность за период с 01.10.2016 по 10.04.2017 в сумме 2 072 735 руб. 01 коп.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае, при принятии решения судом первой инстанции не учтено, что в период с 01.10.2016 по 10.04.2017 УФМС уже было упразднено; после упразднения ФМС России подразделения по вопросам миграции стали являться структурными подразделениями территориальных органов МВД России.
Таким образом, с даты вступления в силу Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 МВД России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции и на подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России в полном объеме распространены гарантии, установленные статьями 9 и 10 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Федерального закона N 3-ФЗ).
На основании части 9 статьи 54 Федерального закона N 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона N 3-ФЗ имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Федерального закона N 3-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании с УМВД 2 072 735 руб. 01 коп. задолженности по договору аренды за период с 01.10.2016 по 10.04.2017, 147 273 руб. 28 коп. пеней за период с 11.11.2016 по 10.04.2017 и 153 491 руб. 49 коп. неустойки за просрочку возврата имущества за период с 23.10.2016 по 10.04.2017, у суда первой инстанции не имелось.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.03.2015 N 302-ЭС15-1421.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06 февраля 2020 года по делу N А66-18136/2019 в части взыскания с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области 2 373 499 руб. 78 коп. отменить.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-18136/2019
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство внутренних дел РФ, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области