13 октября 2020 г. |
Дело N А66-12294/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" Богданова В.М. (доверенность от 09.07.2020), Суханова К.А. (доверенность от 09.07.2020),
от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Пирматова В. (доверенность от 14.09.2020) и Травкиной О.Н. (доверенность от 07.05.2020),
рассмотрев 12.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 по делу N А66-12294/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры", адрес: 171361, Тверская область, Старицкий р-н, г. Старица, ул. им. Захарова, д. 72, ОГРН 1026901855474, ИНН 6942007548 (далее -Общество, ООО "Компания "Старицкие карьеры"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), о признании незаконным решения от 25.07.2019 N 818-пи "Об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 56561 ТЭ от 30.07.2002".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2019 заявленные Обществом требования удовлетворены. На Министерство возложена обязанность внести изменения в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 56561 ТЭ от 30.07.2002, продлив срок действия лицензии до 01.01.2031.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 решение суда от 15.11.2019 отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2019.
В обоснование доводов жалобы Общество ссылается на нарушение апелляционным судом норм права, регулирующих основания и порядок принудительного прекращения права пользования участками недр. Указывая на отсутствие нарушений существенных условий лицензии, податель жалобы полагает необоснованным отказ в продлении срока действия лицензии; обращает внимание, что пропуск срока представления скорректированной статистической отчетности в связи с выявленными ошибками при формировании первоначальной отчетности не лишает недропользователя права на ее представление в ходе процедуры принудительного прекращения права пользования участком недр. По мнению Общества, добыча полезного ископаемого в 2016 году в отсутствие согласованного плана развития горных работ не является основанием для отказа в продлении срока действия лицензии применительно к обстоятельствам данного дела.
В судебном заседании 05.10.2020 представители Общества и Министерства, поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 октября 2020 года. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено в отсутствие представителей Общества.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.07.2002 Обществу выдана лицензия серии ТВЕ N 56561 вид ТЭ на право пользования недрами (далее - Лицензия) со сроком действия до 01.01.2020 с целевым использованием и видами работ - добыча песчано-гравийного материала восточной части Южного участка месторождения "Заднепольское" для переработки на песок и щебень, расположенного в Старицком районе Тверской области.
Условия пользования недрами участка определены в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой составной частью указанной лицензии.
Общество 25.06.2018 представило в Министерство заявление о продлении срока действия лицензии до 01.07.2032.
Министерство решением от 25.07.2019 N 818-пи отказало во внесении изменений в лицензионные условия в части продления срока действия лицензии, указав на нарушение Обществом подпунктов "д" и "е" пункта 4.1 раздела 4 лицензионных условий (необеспечение среднегодового уровня добычи полезного ископаемого в объеме - 330 тыс. куб. м, отсутствие ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год).
Полагая, что отказ лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не установив нарушений пользователем недр условий лицензии, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа во внесении изменений в лицензию, в связи с чем признал требования Общества подлежащими удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, апелляционный суд руководствовался положениями статей 10, 11, 12, 21, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Министерства в продлении срока пользования недрами в рассматриваемом случае. Суд исходил из установленных нарушений пользователем недр условий лицензии.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган. При этом факт нарушения обжалованными действиями прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
На основании пункта 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 7 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-30 "О порядке пользования недрами в Тверской области" определено, что порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.
Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден Постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па (далее - Порядок оформления лицензии).
Статья 10 Закона о недрах предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование на определенный срок или без ограничения срока и дифференцирует эти сроки в зависимости от целей пользования. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (статья 10 Закона о недрах).
На основании пункта 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участками недр местного значения может быть продлен по инициативе пользователя участками недр местного значения при выполнении им оговоренных в лицензии на право пользования участками недр местного значения условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
Согласно пункту 29 Порядка срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
Суды, с учетом системного анализа приведенных выше положений, обоснованно посчитали, что срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе владельца лицензии только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом о недрах, и при отсутствии нарушений условий лицензии этим пользователем недр.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Обществу отказано во внесении изменения в лицензию в связи с нарушением подпунктов "д", "е" пункта 4.1 раздела лицензионных условий, в силу которых недропользователь обязан обеспечить наличие ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год (пункт "д") и среднегодовой уровень добычи полезного ископаемого должен составлять 330 тыс. куб. м, при этом допускается отклонение годового объема добычи в большую или меньшую сторону в пределах 20 процентов от установленного (пункт "е").
Из предъявленных Обществом статистической формы 5-гр за 2016 год, отчета о выполнении условий пользования недрами за 2016 год следует, что недропользователь осуществлял добычу с превышением согласованного объема, а именно 509,5 тыс. куб. м.
Ссылаясь на наличие технической ошибки в указании объема добытого полезного ископаемого при формировании статистической формы за 2016 год, а также на то, что им ошибочно и неверно учитывался объем вскрышных пород, Общество в целях исправления данной ошибки письмом от 03.10.2019 N 107-и/ск направило в Министерство скорректированную статистическую отчетность за 2016 год по формам 5-гр, 70-тп и 71-тп, а также пояснения к ней.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что скорректированной отчетности и указанного заключения на дату заседания комиссии 25.07.2019 у Министерства не имелось.
Более того, исправление вышеуказанной ошибки влечет за собой внесение изменений в государственный баланс общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области.
Однако, с учетом требований приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.05.2011 N 378, Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2014 N 362, соответствующая скорректированная отчетность в установленный срок на государственную экспертизу Обществом не предъявлена.
Судом также принято во внимание, что Министерством рассмотрена представленная Обществом скорректированная отчетность. Из заключения экспертной комиссии от 27.01.2020 следует, что заявителем допущено превышение установленного лицензией ТВЕ 56561 ТЭ среднегодового уровня добычи полезного ископаемого на 70,4 тыс. куб. м.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод Министерства о нарушении Обществом требований подпункта "е" пункта 4.1 лицензионных условий.
Обществу отказано во внесении изменения в лицензию в связи с нарушением подпункта "д" пункта 4.1 условий пользования участком недр, которым предусмотрено наличие ежегодного плана развития работ на предстоящий год.
Обязанность лицензиата разрабатывать такой план и согласовывать его с государственными органами надзора установлена также Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила подготовки), пунктом 7 которых предусмотрено, что подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.
В силу пункта 13 названных Правил подготовки заявление о согласовании планов и схем развития горных работ пользователи недр представляют в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года. Рассмотрение планов и схем развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора.
Судом установлено, что в 2016 году Федеральная службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не согласовала ООО "Компания "Старицкие карьеры" план развития горных работ. Доказательств, свидетельствующих о совершении действий, направленных на исправление недостатков и согласование такого плана, Обществом в материалы дела не предъявлено.
В отсутствие согласованного в установленном порядке на 2016 год плана развития горных пород, отказ Министерства во внесении изменений в лицензию, мотивированный нарушением подпункта "д" пункта 4.1, обоснованно признан апелляционным судом правомерным, соответствующим компетенции Министерства.
Ссылаясь на положения статей 22, 24 Закона о недрах, суд апелляционной инстанции отклонил доводы Общества о том, что отсутствие утвержденного уполномоченным органом подготовленного плана не препятствует недропользователю исполнять лицензионные обязанности.
Судом правомерно учтены обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А66-16368/2019, которыми признано, что в действиях Общества имелся состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Обществом не обеспечено наличие согласованного в установленном порядке ежегодного плана развития горных работ на 2019 год, а также в период с 20.04.2018 по 20.11.2018 осуществление добычи общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ; в нарушение подпункта "а" пункта 6.2 лицензии не представило в установленный срок, а также по состоянию на 01.01.2019 отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды за 2018 год.
Поскольку факты нарушения Обществом существенных условий лицензии установлены и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оспариваемое решение издано Министерством в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленного законом порядка, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, отменив решение суда первой инстанции, как принятое без учета вышеизложенных обстоятельств.
Доводы Общества о возможных убытках, нарушении прав, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, а также препятствии дальнейшему пользованию недрами, вовлечению в оборот полезных ископаемых, поддержании добывающей инфраструктуры предприятия и сохранению рабочих мест, не могут быть приняты во внимание с учетом установленных судом обстоятельств, учитывая гарантированное предоставление недропользователю права дальнейшего пользования недрами при отсутствии нарушения им условий такого пользования, направленное на стимулирование добросовестного поведения лицензиата.
Доводы Общества сводятся к его несогласию с установленными судом обстоятельствами и к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 по делу N А66-12294/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.