Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2020 г. N Ф07-7067/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А66-12294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" Иванова И.А. по доверенности от 01.11.2019, от министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Емельянова Р.П. по доверенности от 12.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационного ресурса "Картотека арбитражных дел" апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 ноября 2019 года по делу N А66-12294/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" (ОГРН 1026901855474, ИНН 6942007548; адрес: 171361, Тверская область, район Старицкий, город Старица, улица им. Захарова, дом 72; ООО "Компания "Старицкие карьеры", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконным решения от 25.07.2019 N 818-пи "Об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 56561 ТЭ от 30.07.2002".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 ноября 2019 года по делу N А66-12294/2019 заявленные общество требования удовлетворены. На министерство возложена обязанность внести изменения в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 56561 ТЭ от 30.07.2002, продлив срок действия лицензии до 01.01.2031.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество имело лицензию на право пользования недрами от 22.07.2002 серии ТВЕ N 56561 вид ТЭ, сроком действия до 01.01.2020 с целевым использованием и видами работ - добыча песчано-гравийного материала восточной части Южного участка месторождения "Заднепольское" для переработки на песок и щебень на участке, расположенном в Старицком районе Тверской области (том 1, листы 8-9).
Общество 25.06.2019 с целью продления срока действия указанной лицензии до 01.07.2032 обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в лицензию (том 1, лист 7).
По результатам рассмотрения этого обращения министерством принято решение от 25.07.2019 N 818-пи, которым в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) обществу отказано во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами серии ТВЕ N 56561 вид ТЭ, мотивированное нарушением подпунктов "д" и "е" пункта 4.1 раздела 4 лицензионных требований.
Не согласившись с вынесенным министерством решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений лицензионных условий пользователем недр.
Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом суда в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с положениями Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статья 10 Закона N 2395-1 предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование на определенный срок или без ограничения срока и дифференцирует эти сроки в зависимости от целей пользования. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Иные основания для продления срока действия лицензии либо возможность их установления (изменения) при оформлении условий пользования недрами Законом о недрах не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 7 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-30 "О порядке пользования недрами в Тверской области" определено, что порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.
Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден Постановлением администрации Тверской области от 27.09.2006 N 249-па (далее - Порядок, Порядок оформления лицензии).
Согласно пункту 29 этого Порядка срок пользования участком недр местного значения продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
С учетом приведенных норм продление срока действия лицензии по инициативе владельца лицензии возможно только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом о недрах, и при отсутствии нарушений условий лицензии этим пользователем недр.
Как отмечалось ранее, общество на дату обращения в суд имело лицензию на право пользования недрами, срок действия 30.07.2002 - 01.01.2020, восточная часть Южного участка месторождения "Заднепольское" (Старицкий район).
Из решения министерства от 25.07.2019 N 818-пи следует, что обществу отказано во внесении изменения в эту лицензию в связи с нарушением подпунктов "д", "е" пункта 4.1 раздела лицензионных условий к этой лицензии, в силу которых недропользователь обязан обеспечить наличие ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год (пункт "д") и среднегодовой уровень добычи полезного ископаемого должен составлять 330 тыс. м3, при этом допускается отклонение годового объема добычи в большую или меньшую сторону в пределах 20 процентов от установленного (пункт "е").
Вместе с тем, из предъявленных обществом статистической формы 5-гр за 2016 год, отчета о выполнении условий пользования недрами за 2016 год следует, что недропользователь осуществлял добычу с превышением согласованного объема, а именно 509,5 тыс. м3 (вместо 396 тыс. м3, установленного лицензией).
Также отсутствует утвержденный ежегодный план развития горных работ на 2016 год, что подтверждается, в том числе и служебной запиской министерства от 07.02.2017 N 13-В, отчетом о выполнении условий пользования недрами за 2016 год, представленным ООО "Компания "Старицкие карьеры".
Общество последовательно ссылается на наличие технической ошибки в указании объема добытого полезного ископаемого при формировании статистической формы за 2016 год, а также на то, что им ошибочно и неверно учитывался объем вскрышных пород.
В целях исправления данной ошибки им в министерство письмом от 03.10.2019 N 107-и/ск направлена скорректированная статистическая отчетность за 2016 год по формам: 5-гр, 70-тп и 71-тп, а также пояснения к ней.
Суд первой инстанции в своем решении с учетом внесенных корректив в статистическую отчетность, пояснительной записки и подготовленного специалистом Павловой А.А. заключения о балансовых запасах по состоянию на 01.01.2017 поддержал позицию общества о том, что превышения объема добытого полезного ископаемого обществом не допущено.
Из составленных специалистов документов следует, что на разрабатываемом участке преобладают безгравийные пески (пески с содержанием гравия менее 20 процентов отнесены к вскрышным породам), что соответствует сведениям, содержащимся в "Рабочем проекте разработки карьера и рекультивации нарушенных земель на Южном участке Заднепольского месторождения песчано-гравийной смеси в Старицком районе Тверской области, выполненного ООО "Ловазу+" в 2002 году" отчету о переоценке запасов на Восточном фланге Южного участка Заднепольского песчано-гравийного месторождения в Старицком районе Тверской области (приказ об утверждении от 10.06.2015 N 66-кв).
Специалистом также сделан вывод об ошибочности учета недропользователем на балансе, как полезного ископаемого, всего объема разработанного песка в объеме 509, 5 тыс.м.куб. в том числе и вскрышных пород и осуществлен перерасчет объема добычи полезного ископаемого за 2016 год. В связи с этим объем добытого полезного ископаемого составляет 390 тыс.м3, а объем вскрышных пород - 201,1 тыс.м3.
Однако при оценке такого довода апелляционная инстанция обращает внимание на следующее.
Апелляционным судом в ходе рассмотрения дела обозревались подлинные материалы лицензионного дела N ТВЕ 56561 ТЭ по изменению и дополнениям в лицензию на право пользования недрами.
Скорректированной отчетности и указанного заключения на дату заседания комиссии 25.07.2019 у министерства не имелось. О наличии технических ошибок общество также при обращении с заявлением о продлении действия лицензии до рассмотрения дела судом первой инстанции не заявляло.
При этом исправление вышеуказанной ошибки влечет за собой внесение изменений в государственный баланс общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области.
В связи с этим, с учетом требований приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.05.2011 N 378, Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2014 N 362, общество Порядком составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2014 N 362, соответствующая скорректированная отчетность в установленный срок на государственную экспертизу не предъявлена.
Кроме того, для предоставления форм статистической отчетности 5-гр,70-тп,71 - тп законодательством определены конкретные сроки, в которые они должны были предоставляться. В указанные сроки обществом данные формы, содержащие "скорректированные" показатели, не направлены.
Предъявленные обществом в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции отчеты о производстве маркшрейдерских работ на территории карьера восточной части Южного участка месторождения песчано-гравийного материала "Заднепольское" в Старицком районе Тверской области итогам добычных работ 2016 года N 6-2016-МР и N 6-2016-МР/2, составленные ООО "ИНЖГЕОРУРС", также не могут быть приняты по указанным выше основаниям, а также в связи с тем, что обществом в нарушений положений статьи 65 АПК РФ не предъявлено доказательств указания в первичной отчетности за 2016 год по форме 5-гр ошибочных сведений и наличия основания для изменения отчетности.
Помимо того, в материалах дела усматривается, что на период рассмотрения дела судом апелляционной инстанции министерством рассмотрена представленная обществом скорректированная отчетность и из заключения экспертной комиссии от 27.01.2020 по предъявленным обществом данным также следует, что заявителем допущено нарушение установленного лицензией ТВЕ 56561 ТЭ среднегодового уровня добычи полезного ископаемого на 70,4 тыс.м3.
В связи с этим апелляционная инстанция считает обоснованным вывод министерства о нарушении обществом требований подпункта "е" пункта 4.1 лицензионных требований к лицензии ТВЕ 56561 ТЭ.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Подпунктом "д" пункта 4.1 условий пользования участком недр (являющихся приложением к названной лицензии), предусмотрено наличие ежегодного плана развития работ на предстоящий год.
Более того, обязанность лицензиата разрабатывать такой план и согласовывать его с государственными органами надзора установлена также Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814, пунктом 7 которых предусмотрено, что подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.
В силу пункта 13 этих Правил подготовки заявление о согласовании планов и схем развития горных работ пользователи недр представляют в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года. Рассмотрение планов и схем развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора.
В материалах дела усматривается, что в 2016 году Федеральная службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не согласовала ООО "Компания "Старицкие карьеры" план развития горных работ, что фактически обществом не отрицается. При этом доказательств, свидетельствующих о совершении действий, направленных на исправление недостатков и согласование такого плана, обществом в материалы дела не предъявлено.
Апелляционная коллегия поддерживает позицию министерства в том, что план развития горных работ, не согласованный в установленном порядке с уполномоченным органом, не может приниматься за основу как документ, определяющий направление развития горных работ и иные параметры, поскольку уполномоченным органом не проверены закрепленные в нем положения на соответствие требованиям действующего законодательства.
Поскольку такой план, согласованный в установленном порядке на 2016 год у общества отсутствует, то отказ министерства во внесение изменений в лицензию, мотивированный нарушением подпункта "д" пункта 4.1 является правомерным, отвечает компетенции министерства, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в экономической сфере.
При этом вывод суда о том, что отсутствие утвержденного уполномоченным органом подготовленного плана не препятствует недропользователю исполнять лицензионные обязанности, противоречит положениям статей 22, 24 Закона о недрах.
Кроме того, из решения Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-16368/2019 следует, что такое нарушение обществом допущено неоднократно.
В связи с этим следует признать, что общество в своей деятельности допущено и нарушение требований подпункта "д" пункта 4.1 лицензионных условий пользования участком недр.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным решения министерства от 25.07.2019 N 818-пи "Об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 56561 ТЭ от 30.07.2002".
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 ноября 2019 года по делу N А66-12294/2019 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 25.07.2019 N 818-пи "Об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 56561 ТЭ от 30.07.2002".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12294/2019
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "СТАРИЦКИЕ КАРЬЕРЫ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7067/20
22.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12953/19
25.05.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12953/19
15.11.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12294/19