14 октября 2020 г. |
Дело N А56-51389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мамаевой ЮН. (доверенность от 07.09.2020 N 497), от Жилищного комитета Прошина А.Н. (доверенность от 30.12.2019 N 02-33-164/19-О-О),
рассмотрев 12.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А56-51389/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 50 297 руб. 60 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.02.2018 N 6615.039.1 (далее - Договор) в ноябре и декабре 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района", адрес: 198260, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 78, ОГРН 1089847179839, ИНН 7805460959 (далее - Общество).
Определением суда от 04.06.2019 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.08.2019, принятым путем подписания судьей его резолютивной части, иск удовлетворен полностью.
Суд первой инстанции 16.12.2019 изготовил мотивированное решение.
Комитет не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции обжаловал его в апелляционном порядке.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, определением от 26.02.2020 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и рассмотрел исковое заявление Предприятия по общим правилам искового производства.
Постановлением апелляционного суда от 05.06.2020 решение суда первой инстанции от 16.12.2019 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенное постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Податель жалобы указывает, что обязательства по перечислению субсидий на основании представленных Предприятием документов об объемах отпущенной абонентам тепловой энергии (отчетов и актов сверок), применяемых для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 и 3.5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного распоряжением Комитета от 24.01.2018 N 51-р (далее - Порядок предоставления субсидий) Комитет исполнил в полном объеме.
Акты сверок в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 не были представлены в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ") для проведения проверки в соответствии с абзацем третьим пункта 3.7 Порядка предоставления субсидий либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖХ", откорректированы получателями субсидий и потребителями коммунальных услуг и представлены ГУП ВЦКП "ЖХ" после 01.01.2018. При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями коммунальных услуг объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям коммунальных услуг, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям коммунальных услуг.
Кроме того, Комитет ссылается на то, что объем тепловой энергии за период ноябрь - декабрь 2016 года Предприятие определило в соответствии с нормативом.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили Договор, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: Ленинский пр., д. 134, копр. 3 (жилой дом), а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Согласно определенному в разделе 5 Договоров порядку расчетов, расчеты за тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, и осуществляются в акцепном порядке по платежным документам, выставляемым энергоснабжающей организацией.
Между Предприятием и Комитетом заключен договор от 08.02.2016 N ВВД-01 о порядке предоставления субсидий, предметом которого является предоставление получателю субсидий из бюджета Санкт-Петербурга в 2016 году субсидий в целях компенсации выпадающих доходов в связи с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским.
В ноябре и декабре 2016 года Предприятие надлежащим образом исполнило свои обязательства по Договору и поставило тепловую энергию на общую сумму 716 057 руб. 30 коп., из которых стоимость по тарифу для населения составила 485 449 руб. 64 коп., а разница в тарифах - 230 607 руб. 66 коп.
Комитет разницу в тарифах поставленной тепловой энергии в размере 50 297 руб. 60 коп. Предприятию не возместил, претензию от 20.12.2018 N 58-13/23577 оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная инстанция, отменив решение суда первой инстанции по безусловным основаниям и повторно рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, удовлетворила исковые требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что во исполнение Договора в спорный период Предприятие поставило в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении Общества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016 год.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для граждан на 2016 год.
Применение Предприятием при расчетах установленных для граждан тарифов ниже экономически обоснованных повлекло возникновение межтарифной разницы.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено следующее. Если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В данном случае это Санкт-Петербург в лице Комитета.
Разница стоимости тепловой энергии по тарифу для Предприятия и тарифу для населения компенсируется Комитетом из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" утвержден порядок предоставления субсидий за период с января по декабрь 2016 года, согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В соответствии с названным постановлением Комитетом принят Порядок предоставления субсидий.
Возражая против исковых требований, Комитет ссылался на несоблюдение Предприятием условий Порядка предоставления субсидий.
Из материалов дела видно, что в письме от 20.12.2018 N 58-13/51275 о выделении субсидий Предприятие уведомило Комитет о направлении Обществу актов сверки объемов отпущенной тепловой энергии, которые Общество не возвратило, что исключило возможность представления данных актов в ГУП ВЦКП "ЖХ".
Комитет и Общество, которое впоследствии в актах указало иные объемы тепловой энергии, не представили в материалы дела доказательств того, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме. Общество свои возражения по объемам тепловой энергии в актах не обосновало.
Поскольку доказательств перечисления спорных денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации Комитет не представил, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Оснований для иных выводов кассационная инстанция не находит.
Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А56-51389/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.