19 октября 2020 г. |
Дело N А56-93240/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга Крутицкого Н.А. (доверенность от 25.02.2020), от автономной некоммерческой организации "Арена-2018" Ждановой О.А. (доверенность от 22.01.2020),
рассмотрев 19.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А56-93240/2019,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к автономной некоммерческой организации "Арена-2018", адрес: 101000, Москва, Потаповский пер., д. 5, стр. 4, эт/пом/ком 3/XXI/1-24, ОГРН 1127799009095, ИНН 7704279496 (далее - Организация), о взыскании невозвращенной в бюджет Санкт-Петербурга субсидии в сумме 2 632 612 155 руб. 10 коп., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 04.04.2019 по 15.04.2019 в размере 6 707 751 руб. 52 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.04.2019 по момент фактического возврата средств субсидии.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020, в удовлетворении заявленных требований Комитету отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что судами не дана правовая оценка его доводу о частичном несоответствии периода выполнения работ, за который подлежат возмещению затраты за счет предоставленной субсидии. Также Комитет полагает, что судами не исследована отчетность Организации, предоставленной по соглашению, в разрезе замечаний, изложенных в уведомлении от 14.02.2019 N 01-54-826/19-0-0 и считает, что указанные им замечания являются основанием для возврата субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу Организация просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Организации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2017 N 115 "О предоставлении в 2017 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и(или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" (далее - Постановление
N 115), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, Чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ), Законом Санкт-Петербурга от 13.12.2016 N 699-113 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утвержден Порядок предоставления в 2017 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и(или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных мероприятий на стадионе в Санкт-Петербурге по адресу: Крестовский остров, Южная дорога, дом 25 и на территории, прилегающей к этому стадиону, в том числе по проектным и изыскательским работам, в рамках реализации мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации.
Между главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга и Организацией заключено соглашение от 01.03.2017 о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг (далее - соглашение).
Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга Организации была выплачена субсидия в сумме 2 632 612 155 руб. 10 коп. (далее - субсидия), что подтверждается платежными поручениями от 01.03.2017 N 0418533, от 26.04.2017 N 1080230, от 23.05.2017 N 1383982, от 21.06.2017 N 1790779, от 28.12.2017 N 4353183.
Проверив итоговую отчетность об использовании субсидии по состоянию на 01.10.2018, Комитет письмом от 14.02.2019 N 01-54-826/19-0-0 уведомил Организацию о нарушении условий предоставления субсидии с указанием на необходимость устранения допущенных нарушений в пятидневный срок с момента получения уведомления (далее - уведомление).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086732079787 уведомление было получено Организацией 21.02.2019. Нарушения, указанные в уведомлении, подлежали устранению до 26.02.2019, однако не были устранены.
Распоряжением Комитета от 28.02.2019 N 14-р "О возврате субсидии" принято решение о возврате Организацией субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней с момента получения соответствующего требования.
Письмом от 01.03.2019 N 01-50-1012/19-0-0 Комитет потребовал Организацию возвратить субсидию в полном размере. Требование получено Организацией 25.03.2019, в установленный срок возврат не осуществлен.
В соответствии с пунктом 14 приложения к Постановлению N 115 и пунктом 6.5 соглашения в связи с тем, что средства субсидии не возвращены в сроки, определенные пунктом 6.3 соглашения, Комитет в течение пятнадцати рабочих дней со дня истечения указанных сроков направил в суд настоящее заявление о возврате средств субсидии в бюджет Санкт-Петербурга, а также о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Как следует из материалов дела, предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно пункту 1 соглашения его предметом является предоставление из бюджета Санкт-Петербурга в 2017 году Организации субсидии на финансовое обеспечение затрат на реализацию мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований на стадионе в Санкт-Петербурге по адресу: Крестовский о-в, Южная дор., д. 25 и на территории, прилегающей к этому стадиону, в том числе по проектным и изыскательским работам, в рамках реализации части 5 статьи 26 Закона N 108-ФЗ.
Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется, в том числе, при условии: использования субсидии на цели, указанные в пункте 1 соглашения и достижения получателем субсидии показателей результативности.
Согласно пункту 1 соглашения показателями результативности использования субсидии являются: а) соответствие вместимости строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций - 100%; б) соответствие площади строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций - 100%.
Как установил суд апелляционной инстанции, исходя из указанных в соглашении целей предоставления субсидии и показателей результативности ее использования, субсидия предоставлена на финансовое обеспечение всего комплекса мероприятий, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 108-ФЗ (а не отдельных мероприятий или определенных этапов выполнения работ в 2017 году), для достижения конечных показателей результативности, указанных в пункте 2 соглашения (а не показателей результативности в 2017 году).
Законом N 108-ФЗ период подготовки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - период подготовки спортивного соревнования) определен со дня вступления в силу указанного закона до даты начала отсчета месяца до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года (пункт 10 статьи 2).
Судом установлено, что субсидии для реализации мероприятий, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 108-ФЗ и пунктом 1 соглашения, предоставлялись на протяжении всего периода подготовки спортивного соревнования - в 2015 (на 2015 и 2016), 2017 и 2018.
Таким образом, как верно отметили суды, финансовое обеспечение и реализация мероприятий по подготовке спортивного соревнования носили длительный и непрерывный характер. При этом работы должны были быть не только окончены к установленному Законом N 108-ФЗ сроку, но и выполняться в соответствии с требованиями (в том числе к срокам), установленными техническими регламентами, сводами правил, национальными стандартами и другими нормативными правовыми актами, требованиями FIFA.
В этой связи реализация указанных мероприятий не могла быть поставлена в зависимость от сроков и этапов бюджетного финансирования, а также особенностей бюджетного регулирования (в соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации составляется и утверждается на очередной финансовый год и плановый период).
На основании изложенного выше, суды обоснованно указали, что освоение денежных средств носит длительный характер, предоставление субсидии не может иметь мгновенный эффект в виде положительного результата, учитывая, что, как следует из материалов дела, Комитетом неоднократно вносились изменения в распорядительные акты, регулирующие порядок предоставления субсидии, вплоть до 28.12.2017, средства субсидии перечислялись Комитетом частями в течение всего 2017 года, первое платежное поручение датировано 01.03.2017, а последняя часть субсидии перечислена платежным поручением от 28.12.2017.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно отклонили довод Комитета о несоответствии даты подписания некоторых актов сдачи-приемки оказанных услуг - 2018, периоду проведения работ - 2017, в качестве основания для возврата субсидии.
В соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации основанием для возврата субсидий, предоставленных из бюджета, является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Из условий, предусмотренных пунктами 6.1, 6.2, 6.3 соглашения, следует, что субсидия подлежит возврату в случае нарушения получателем условий ее предоставления, а в уведомлении, направляемом получателю, должны быть указаны нарушения, связанные с условиями предоставления субсидии.
Условия предоставления субсидии предусмотрены пунктом 2 соглашения, в частности: использование субсидии на цели, указанные в пункте 1 соглашения, в соответствии с перечнем затрат, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств.
Суды установили, что необходимый пакет отчетных документов собран, представлен, а субсидия использована Организацией по целевому назначению (комплект документов, подтверждающих затраты, имеется в материалах дела). При этом отчетность в рамках исполнения соглашения предоставлялась Организацией начиная с апреля 2017. Однако Комитет, в порядке предусмотренном пунктом 7.7 соглашения (в течение 10 дней с момента представления отчетности, а также ежемесячно не позднее 25 числа), не заявлял о наличии каких-либо нарушений по представленной отчетности, акты проведения проверки не составлял. Таким образом, нарушение Организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии не подтверждено.
Как указали суды, замечания Комитета, указанные в уведомлении, не связаны с нарушениями целей, условий и порядка предоставления субсидии, а касаются оформления отчетной документации, которые не являются основанием для возврата субсидии. При этом указанные замечания составлены не на основании акта проведения проверки в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 соглашения, - в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта, - а на основании заключения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции", полномочия которого на проведение такой проверки в рамках соглашения не подтверждены.
При этом, суды отметили, что замечания, не связанные с нарушением условий предоставления субсидии, не могут являться основанием для возврата субсидии, и не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу в рамках заявленных требований.
Изучив материалы дела, суды пришли к выводу о том, что Комитетом также не представлено доказательств, что произведенные Организацией затраты, перечень которых установлен в приложении к распоряжению Комитета от 26.12.2017 N 274-р, не соответствуют проектной (сметной) документации, получившей положительные заключения СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы".
Суды указали, что Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 проведен успешно, международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA 2018) письмом от 14.08.2018 б/н сообщила АНО "Оргкомитет-2018" о соответствии временной инфраструктуры требованиям FIFA, определенным в "Руководстве по нормативным требованиям к стадионам", данный факт не оспаривается Комитетом.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что доказательств в подтверждение того, субсидия использована не в соответствии с целевым назначением, Комитетом не представлено, в связи с чем у судов не имелось оснований для удовлетворения требований Комитета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из предмета и оснований заявленных требований, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены верно, доказательства исследованы и оценены надлежащим образом. Оснований для иной оценки у суда округа не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А56-93240/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.