19 октября 2020 г. |
Дело N А56-9576/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Толкунов В.М.,
рассмотрев 19.10.2020 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А56-9576/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер", адрес: 350002, г. Краснодар, Краснодарский край, ул. им. Леваневского, д. 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, адрес: 191060, Санкт-Петербург, территория Смольный, ОГРН 1037869018219, ИНН 7830002423 (далее - Комитет), о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2020 N 17804/19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.05.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Оспоренное постановление о назначении административного наказания признано не подлежащим исполнению.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление судов, считая, что постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020 N 001/20-П неприменимо к настоящему спору.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.11.2019 сотрудниками Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городская реклама и информация" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, д. 89, лит. А выявлен факт эксплуатации объекта для размещения информации - виниловое полотно "МАГНИТ + АПТЕКА _ ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ: _" без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, о чем составлены акт осмотра от 21.11.2019 N 73276 с фототаблицей и ситуационным планом, а также протокол об административном правонарушении от 16.12.2019 N 17804/19.
Постановлением Комитета от 14.01.2020 N 17804/19 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 16 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитали доказанным состав административного правонарушения в деяниях Общества, не усмотрели нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения штрафа и замены административного наказания. При этом оспоренное постановление признано судами не подлежащим исполнению на основании статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с принятием постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020 N 001/20-П.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу, что судебные акты подлежат отмене в части признания постановления Комитета не подлежащим исполнению.
Постановлением от 29.01.2020 N 001/20-П Уставной суд Санкт-Петербурга признал положения пункта 2 статьи 16 Закона N 273-70 в той части, в которой на основании указанных законоположений решается вопрос о привлечении лица к административной ответственности за самовольную установку или перемещение вывески без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а равно эксплуатацию вывески, установленной и (или) перемещенной самовольно, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, его положениям преамбулы, пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 11.
Поскольку выводы суда относятся не ко всему перечню объектов для размещения информации, а только относительно одного объекта - вывески, значимым обстоятельством в каждом деле является оценка судом спорного объекта, с восприятием его содержания и внешнего вида, как вывески.
Федеральными законами и подзаконными федеральными нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности установлены обязанность размещать вывески, а также требования к их содержанию и внешнему виду. В пункте 1.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), также раскрыто понятие "вывески", как объекта для размещения информации (наименования) и фирменного наименования организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме работы.
Исходя из системного анализа положений пункта 2 статьи 16 Закона N 273-70, пункта 1.7 Правил N 961, следует, что рассматриваемый в настоящем деле объект по содержанию информации не является обязательным к размещению согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", фирменного наименования организации, режима работы, иных обязательных к указанию сведений не содержит, то есть не является обязательной вывеской.
Спорный объект не относится к информации, перечисленной в пункте 1 статьи 9 названного выше Закона, в этой связи суд кассационной инстанции считает, что к настоящему случаю положения постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020 N 001/20П неприменимы.
Законом Санкт-Петербурга от 09.07.2020 N 335-75 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 23.06.2020; опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга - 10.07.2020; вступил в законную силу через 10 дней после его официального опубликования) пункт 2 статьи 16 Закона N 273-70 исключен.
При этом означенная статья дополнена новым пунктом 3 следующего содержания: "Самовольная установка или перемещение объекта для размещения информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а равно эксплуатация указанных объектов без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, если такое разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей".
Таким образом, в пункт 3 статьи 16 названого Закона дополнительно внесена оговорка "если такое разрешение обязательно", при сохранении аналогичной административной ответственности в виде соответствующих санкций.
С учетом вышеизложенного следует признать, что после вынесения оспариваемого постановления обязанность Общества, за неисполнение которой оно привлечено к ответственности, не упразднена, ответственность за такое правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 16 Закона N 273-70 и не смягчена, что делает невозможным применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации признание постановления Комитета не подлежащим исполнению приведет к неуплате нарушителем назначенного административного штрафа в отсутствие законных на то оснований.
В указанной части судами двух инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела и без устранения которого невозможна защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в части признания оспоренного постановления Комитета не подлежащим исполнению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А56-9576/2020 отменить в части признания постановления Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 14.01.2020 N 17804/19 не подлежащим исполнению.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.