22 октября 2020 г. |
Дело N А56-84916/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Петровой И.Н. (доверенность от 11.08.2020 N 404), от Жилищного комитета Козлова Д.М. (доверенность от 07.11.2019),
рассмотрев 20.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А56-84916/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, улица Малая Морская, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет, ответчик), о взыскании 2 819 188 руб. 37 коп. убытков в виде разницы в тарифах за поставленную тепловую энергию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Озерки", адрес: 194354, Санкт-Петербург, улица Есенина, дом 12, корпус 1, ОГРН 1067847380248, ИНН 7802347472 (далее - Товарищество).
Решением суда первой инстанции от 12.11.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.06.2020 решение суда от 12.11.2019 в части взыскания 46 921 руб. 70 коп. убытков в виде разницы в тарифах по договору от 03.11.2006 N 4966.036.1 за май 2017 года отменено, в указанной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В остальной части решение суда от 12.11.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Товарищество в установленном порядке извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием в рассмотрении жалобы.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием заключены следующие договоры с абонентами:
- договор теплоснабжения в горячей воде от 03.11.2006 N 4966.036.1 - с Товариществом;
- договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2011 N 12551.039.1 - с обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района";
- договоры теплоснабжения в горячей воде от 15.06.2007 N 5311.036.1 и от 01.06.2007 N 5299.036.1 - с обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района";
- договор теплоснабжения в горячей воде от 16.09.2010 N 56000 - с Кузьминым Станиславом Николаевичем.
Согласно условиям названных договоров Предприятие (ресурсоснабжающая организация) приняло на себя обязательство передавать абонентам тепловую энергию через присоединенную сеть, а абоненты приняли на себя обязательства своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организации.
Предприятие надлежащим образом исполнило принятые на себя обязательства.
Предприятием и Комитетом заключено соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 26.01.2018 N 1-1ВВД.
Комитет не в полном объеме возместил Предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом для Предприятия и тарифом для населения, образовавшуюся за период с июня 2016 года по май 2017 года по указанным договорам, в связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 2 819 188 руб. 37 коп.
Предприятие письмами от 10.04.2019, от 17.04.2019, от 14.05.2019, от 03.06.2019 просило Комитет выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов, на которые последовал ответ с отказом в возмещении.
Ссылаясь на то, что за спорные периоды разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом не в полном объеме компенсирована со стороны Комитета, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, придя к выводу о правомерности требований Предприятия в связи с подтверждением им размера межтарифной разницы.
Апелляционный суд, приняв во внимание возмещение Комитетом 46 921 руб. 70 коп. межтарифной разницы, уменьшил размер подлежащей взысканию задолженности на указанную сумму
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016 - 2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2016 год.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2017 год.
Применение Предприятием при расчетах с абонентами тарифов для граждан, которые ниже экономически обоснованных тарифов, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с января по декабрь 2017 года (далее - Порядок N 1012).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N 1012 величина предоставляемых субсидий для теплоснабжающих организаций определяется ежемесячно как разница между стоимостью фактически отпущенного получателями субсидий объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу.
Согласно пункту 3.6 Порядка N 1012 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце одиннадцатом пункта 2.2 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.8 Порядка N 1012 предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов и актов сверок. Отчеты и акты сверок представляются получателями субсидий в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ") для проведения проверки в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письма-претензии от 10.04.2019 N 58-36/13355, от 17.04.2019 N 58-36/14692, от 14.05.2019 N 58-36/18033, от 03.06.2019 N 05-13/21063 о предоставлении субсидий с приложением актов сверок объемов потребленной тепловой энергии за спорные периоды.
В претензиях Предприятие пояснило, что акты сверки не были возвращены абонентами и не подписаны ни одним из исполнителей, в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчеты, счета-фактуры, акты сверок.
Абоненты возражений по объему ресурса, поставленного в спорный период, не представили, равно как и обоснований отказа от подписания актов сверок.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Комитет представил сведения о сумме субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям по состоянию на 13.03.2020 (том дела 2, листы 28, 29) с приложением платежных документов (том дела 2, листы 30, 31).
Апелляционный суд, приняв во внимание представленные Комитетом сведения, установил, что задолженность по возмещению межтарифной разницы подлежит уменьшению на сумму 46 921 руб. 70 коп., выплаченных Комитетом платежным поручением от 29.07.2019 N 721371 до принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу.
Довод подателя жалобы о том, что долг по разнице в тарифах в размере 2 765 422 руб. 72 коп. выплачен Предприятию, поэтому взыскиваемая задолженность должна быть уменьшена на указанную сумму, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку погашение данной задолженности согласно представленному в суд апелляционной инстанции платежному поручению от 26.12.2019 N 37926 произведено после вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу.
Добровольное исполнение должником решения суда должно быть учтено судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правильно применены судом апелляционной инстанции, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу постановления.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А56-84916/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.