22 октября 2020 г. |
Дело N А42-10309/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Бараусова А.С. (доверенность от 17.01.2020 N 42/2020/ВМФ), от муниципального унитарного предприятия "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск Агашковой Г.С. (доверенность от 08.10.2020 N 3354),
рассмотрев 20.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А42-10309/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск, адрес: 184606, Мурманская область, город Североморск, улица Гаджиева, дом 1А, ОГРН 1025100711570, ИНН 5110120910 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская улица, дом 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение, ответчик), о взыскании 1 003 344 руб. 25 коп. долга и 137 833 руб. 64 коп. неустойки, начисленной за период с 19.02.2019 по 17.02.2020, а также неустойки, подлежащей начислению на сумму задолженности исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки, начиная с 18.02.2020 по день фактической оплаты основного долга.
Решением суда первой инстанции от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2020, исковые требования удовлетворены частично. С Учреждения в пользу Предприятия взыскано 1 003 344 руб. 25 коп. долга, 137 090 руб. 66 коп. неустойки, а также неустойка, подлежащая начислению на сумму задолженности исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки, начиная с 18.02.2020 по день фактической оплаты основного долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Водоснабжаемый объекта Учреждения не подключен к централизованной системе водоотведения Предприятие, что исключает факт оказания услуги водоотведения.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Учреждением (абонент) 14.12.2018 заключен государственный контракт N 2-248 на поставку холодного водоснабжения и оказания услуг водоотведения для нужд Учреждения на 2019 год (далее - контракт), согласно условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду). Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объёме, определённом настоящим контрактом.
Организация ВКХ обязуется осуществлять приём сточных вод, самостоятельно собранных абонентом в накопительные ёмкости, от канализационного колодца в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объёму сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учёта (пункт 1 контракта).
В соответствии с пунктом 7 контракта оплата осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду и тарифам на водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно абзацу 3 пункта 8 контракта в редакции, согласованной сторонами в протоколе урегулирования разногласий от 14.12.2018, оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учётом средств, ранее внесённых абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчётном периоде, осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты получения абонентом счёта, счёта-фактуры и акта выполненных работ, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчётным месяцем.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 59 контракта).
В соответствии с пунктом 61 контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего контракта организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение условий контракта Предприятие в период с января по май 2019 года поставило Учреждению питьевую воду и оказало услуги по водоотведению.
Учреждение, в свою очередь, в нарушение условий контракта, выставленные Предприятием счета за оказанные услуги на сумму 1 003 344 руб. 25 коп. не оплатило.
В связи с нарушением Учреждением обязательств по контракту в части оплаты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению Предприятие начислило и предъявило ко взысканию неустойку.
Поскольку Учреждение в добровольном порядке задолженность не оплатило, претензию оставило без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 539, 541, 544, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13, 14, 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), нормами Правил N 644, Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), установили факты оказания Предприятием услуг водоснабжения и водоотведения и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск в части, устранив ошибки в произведенном Предприятием расчете неустойки.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В кассационной жалобе ее податель выражает несогласие с принятыми судебными актами в части взыскания с Учреждения стоимости услуг водоотведения.
Спорные правоотношения сторон регулируются Законом N 416-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами в указанной сфере, в том числе Правилами N 776 и Правилами N 644.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, оплачивать водоотведение организации ВКХ.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Доводы подателя жалобы об отсутствии подключения водоснабжаемого объекта Учреждения к централизованной системе водоотведения были предметом исследования и оценки судов и правомерно отклонены с учетом следующего.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Постановлением Главы Администрации ЗАТО г. Североморск от 07.11.2013 N 1148 "О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории ЗАТО г. Североморск, статусом гарантирующей организации" Предприятие определено в качестве гарантирующей организации.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Североморск от 06.08.2014 N 832 утверждена схема водоснабжения и водоотведения ЗАТО г. Североморск до 2025 года.
Таким образом, при заключении договора водоотведения гарантирующая организация должна руководствоваться параметрами, определенными утвержденной в установленном порядке схемой водоснабжения и водоотведения.
Как следует из содержания приложения N 4 к контракту, согласованного сторонами, объект к централизованной системе водоотведения не подключен. Сточные воды от объекта абонента самостоятельно собираются абонентом в накопительные емкости и вывозятся абонентом в канализационный колодец централизованной системы водоотведения вып. N 11 (коор. 68.891111, 33.738056).
Приведенное условие контракта не противоречит части 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, согласно которой абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
При рассмотрении дела Учреждение не представило доказательств, подтверждающих заключение договора с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией, и на их наличие не ссылается.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Таким образом, отсутствие присоединения объекта Учреждения к централизованной системе водоотведения с учетом его обязанности, предусмотренной приложением N 4 к контракту, о самостоятельном сборе сточных вод в накопительные емкости и вывозу в канализационный колодец централизованной системы водоотведения, правомерно квалифицировано судами как получение им услуги водоотведения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 07.09.2009 N 3409/10, лицо, получающее в соответствии с договором питьевую воду из горводопровода и сбрасывающее сточные воды в горканализацию, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику иными, отличными от водоканала организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Объем отведенных абонентом сточных вод определен Предприятием на основании пункта 23 Правил N 776.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой Учреждением части.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020 по делу N А42-10309/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.