22 октября 2020 г. |
Дело N А56-61007/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербург" Галкина С.В. (доверенность от 31.12.2019), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Тимонина А.В. (доверенность от 12.12.2019),
рассмотрев 20.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А56-61007/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербург", адрес: 196211, Санкт-Петербург, Бассейная улица, дом 73, корпус 2, литера "А", ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление), о признании недействительным распоряжения от 18.03.2019 исх. N 08-06-1740/Рк, предписания от 29.04.2019 N 06-1740-1090/ПР-27, предписания от 29.04.2019 N 08-1740-1091/ПР, о признании незаконными действий Управления, выразившихся в проведении внеплановой выездной проверки заявителя.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения и постановления.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.03.2019 N 08-06-1740/РК с целью осуществления федерального государственного энергетического надзора на основании приказа Ростехнадзора от 01.02.2019 N 44 "О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями энергетической энергии в 2019 году", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.01.2019 N ДК-П9-254 (вх. N 01-1/9906 от 04.02.2019) Управлением проведена проверка по результатам которой вынесены оспариваемые предписания.
Полагая, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, придя к выводу о законности проведенной Управлением проверки, а также составленных по ее результатам актов и вынесенных предписаний, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля наряду с прочим указывается "правовые основания проведения проверки".
Типовая форма распоряжения утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Основанием для проведения внеплановой проверки в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Судами установлено, что поручение Правительства Российской Федерации от 18.01.2019 N ДК-П9-254 (вх. N 01-1/9906 от 04.02.2019) послужило основанием для издания приказа Ростехнадзора от 01.02.2019 N 44 "О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями энергетической энергии в 2019 году", на основании которого Управлением вынесено оспариваемое распоряжение и совершенны действия по проведению проверки и вынесены предписания.
Суды установили, что оспариваемое распоряжение Управления и по форме, и по содержанию соответствует требованиям действующего законодательства о государственном контроле (надзоре), в связи с чем сделали правомерный вывод об отсутствии каких-либо оснований для признания его недействительным.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проверки в отношении Общества составлен акт проверки от 29.04.2019 N 08-06-1740-2655/А, который содержит перечень выявленных нарушений и полностью соответствует требованиям статьи 16 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в связи с выявлением нарушений обязательных требований в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения Обществу выданы предписания от 29.04.2019 N 06-1740-1090/ПР-27, от 29.04.2019 N 08-1740-1091/ПР об устранении выявленных нарушений.
Доводов относительно выявленных нарушений, которые указаны в оспариваемых предписаниях, заявителем в судах двух инстанций не приведено. Кассационная жалоба доводов по существу предписаний также не содержит.
Довод кассационной жалобы о том, что распоряжение о проведении внеплановой проверки в отношении Общества издано 18.03.2019, в то время как средняя категория риска присвоена Обществу 04.04.2019, в связи с чем отсутствовали законные основания для проведения проверки, был предметом исследования судов двух инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" (вместе с "Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора") утверждены Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска установлены приложением (далее - Постановление N 610).
Согласно подпункту "в" пункта 2 Приложения к Постановлению N 610 с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований деятельность субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от установленной и (или) передаваемой мощности используемых (эксплуатируемых) объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок относится к категории среднего риска: электроустановки потребителей максимальной мощностью от 5 МВт включительно до 100 МВт; объекты теплоснабжения установленной мощностью от 10 МВт включительно и выше.
Судами установлено, что мощность электроустановок и объектов теплоснабжения (тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, на подключенную нагрузку) Общества соответствует деятельности организации средней категории риска как потребителя электрической энергии, так и теплосетевой организации.
При этом суды приняли во внимание то, что распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2018 N 801-рп Обществу присвоена средняя категория риска как потребителю электрической энергии (свыше 5 и до 100 МВт), а распоряжением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.04.2019 N 146-рп в внесены изменения в данное распоряжение и Обществу присвоена средняя категория риска как теплосетевой организации.
Оснований для иного категорирования деятельности Общества либо отнесения его к низшей категории риска или классу опасности судами не установлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А56-61007/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.