23 октября 2020 г. |
Дело N А21-14870/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 21.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БСКС" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А21-14870/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БСКС", адрес: 236029, Калининград, ул. Горького, 98, лит. 10, ОГРН 1103926006227, ИНН 3907211915 (далее - ООО "БСКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Дм. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 29.08.2019 N ЖК-2/2112/1/ЖСА/2336-о по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2020, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств дела и ошибочность выводов судов, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание не соответствует критерию исполнимости, поскольку не представляется возможным осуществить перерасчет (снять начисления) в оспариваемый период (с января по июнь 2018 года) в отсутствие начислений как таковых.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по приказу от 01.08.2019 N ЖК-4208/пр Министерством в период с 05.08.2019 по 29.08.2019 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 21.05.2019 N ЖК-2/1296/1/ЖСА/2336-о ООО "БСКС", осуществляющего управление многоквартирным домом (МКД) N 55 по ул. Леонова в Калининграде на основании протокола общего собрания от 19.01.2018.
По результатам проверки Министерством составлен акт от 29.08.2019 N ЖК-1/4208/ЖСА/2336-о в котором отражено, что Общество взимало с собственников помещений в МКД плату за содержание жилого помещения и общего имущества МКД в отсутствие решения общего собрания собственников, а также без обращения в орган местного самоуправления за установлением размера платы.
Министерство выдало Обществу предписание от 29.08.2019 N ЖК-2/2112/ЖСА/2336-о, согласно которому Обществу в срок до 01.11.2019 следует произвести перерасчет (снять начисления) за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, обслуживанию оборудования системы видеонаблюдения и автоматики для ограничения доступа автотранспорта, обслуживание газового оборудования, обслуживание ливневой канализации, с января по июнь 2018 года во всем МКД N 55 по улице Леонова в Калининграде.
Основанием для вынесения указанного предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом пункта 7 статьи 156, часть 1 статьи 162, пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 193, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); подпунктов "б", "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпунктов "д", "ж" пункта 4 "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416); пунктов 17, 31, 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у контролирующего органа правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания Министерства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491 также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В данном случае суды удостоверились в том, что в соответствии с протоколом общего собрания от 19.01.2018 МКД N 55 по ул. Леонова в Калининграде находится в управлении управляющей организации ООО "БСКС". Однако сам протокол сведений об утверждаемой плате и перечне услуг не содержит, приложений к протоколу, содержащих утвержденный размер стоимости оказываемых услуг, не имеется (при том, что шестым пунктом повестки дня являлось утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственником помещений МКД, перечня услуг по ремонту и содержанию жилья и перечня дополнительно оплачиваемых услуг и их стоимости). Суды не приняли в качестве такого доказательства договор управления, заключенный с ООО "Анна-Мария" (фирма-застройщик), указав, что данный договора нельзя расценивать как приложение к протоколу, поскольку его положения и размер платы за услуги управляющей организации также общим собранием не утверждались.
При изложенных обстоятельствах, суды обосновано сочли, что применяемые Обществом по состоянию на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания тарифы на жилищно-коммунальные услуги собственниками помещений не утверждались.
При этом, управляющая компания (в отсутствие решения общего собрания собственников помещений) не воспользовалась возможностью предоставленной частью 4 статьи 158 ЖК РФ обратиться в уполномоченный орган для определения таких тарифов.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии предписания надзорного органа упомянутым нормам жилищного законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными права и законные интересы Общества.
При этом суды исходили из того, что разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации определен императивный порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также круг лиц, обладающих такими полномочиями. Застройщик многоквартирного дома и управляющая компания в силу указанных норм таким правом не наделены.
Довод Общества о неисполнимости предписания ввиду того, что на дату проведения проверки Министерством управление спорным домом Общество не осуществляло, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку правовое значение для настоящего спора имеет тот факт, что в спорный период (январь- июнь 2018 года) управление МКД N 55 по ул. Леонова в Калининграде, с выставлением платы, сбором денежных средств с жильцов за услуги, осуществляло именно ООО "БСКС", а не иная управляющая организация.
Кроме того, судами установлено, согласно платежным документам за январь, февраль, март, апрель 2018 года собственникам МКД N 55 по ул. Леонова в Калининграде выставлялась плата за уборку лестничных клеток - 4,14 руб. с 1 кв. м, дворник - 1,95 руб. с 1 кв. м, вывоз ТБО - 2, 56 руб. с 1 кв. м, обслуживание лифтового хозяйства - 3,20 руб. с 1 кв. м, видеонаблюдение/ ограничение доступа - 100 руб. с квартиры, обслуживание газового оборудования - 0,71 руб. с 1 кв. м, обслуживание ливневой канализации (очистные) - 0,08 руб. с 1 кв. м, обслуживание домофона - 40 руб. с квартиры, содержание жилья - 9 руб. с 1 кв. м.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьями 104, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А21-14870/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БСКС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "БСКС" (адрес: 236029, Калининград, ул. Горького, 98, лит. 10, ОГРН 1103926006227, ИНН 3907211915) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 27.08.2020 N 1253.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.