23 октября 2020 г. |
Дело N А56-116094/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Абрамовой Д.И. (доверенность от 23.07.2020 N 146-20), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Костериной Е.И. (доверенность от 01.10.2020 N 01/84),
рассмотрев 21.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А56-116094/2019,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС) от 30.09.2019 N 05/84-2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 600 000 руб. штрафа.
Решением суда от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2020, заявление Общества удовлетворено; оспариваемое постановление от 30.09.2019 N 05/84-2019 признано незаконным и отменено ввиду малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).
В кассационной жалобе Общество просит изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления УФАС по иным основаниям. Податель жалобы указывает на неправильное истолкование судами пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и игнорирование положений пунктов 2 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861, Правила), повлиявшее на вывод о наличии в действиях Общества события правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Управления отклонил их.
Представитель Общества заявил ходатайство о переименовании публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" в публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", приложив документальное подтверждение. Означенное ходатайство судом удовлетворено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Паршиной В.Н. заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 25.10.2018 N ОД-ГтЭС-33326-18/47115-Э-18.
Согласно пункту 2 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта "жилой дом", расположенного (который будет располагаться) на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Лопухинское сельское поселение", ЗАО "Лопухинка", у д. Новая Буря, рабочий участок 16, участок 16, кадастровый номер: 47:14:0802001:726.
Пунктом 5 договора предусмотрен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 4 месяца с момента заключения договора. Соответственно мероприятия по технологическому присоединению надлежало осуществить в срок до 26.02.2019.
В связи с тем, что Обществом в установленный Правилами N 861 срок мероприятия по технологическому присоединению не были выполнены, УФАС в отношении Общества 19.09.2019 составлен протокол об административном правонарушении по делу N 047/04/9.21-1546/2019 о наличии в бездействии Общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 30.09.2019 N 05/84-2019 Общество привлечено к административной ответственности согласно означенной квалификации, с назначением наказания в виде 600 000 руб. штрафа.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства и доводы, представленные участниками спора, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о доказанности события и состава правонарушения, но при этом счел возможным (с учетом конкретных обстоятельств и правовых последствий правонарушения) признать правонарушение малозначительным и освободить Общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 205, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 207, 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).
ПАО "Ленэнерго" не оспаривает, что является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем требований Правил N 861.
В соответствии с пунктом 14 Правил заявитель - физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, направляет заявку в сетевую организацию с приложением соответствующих документов.
В свою очередь, сетевая организация, в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (пункт 15 Правил).
Материалами дела подтверждается, что по поступившей от Паршиной В.Н. заявке по подключению к электроснабжению объекта "жилой дом", расположенного (который будет располагаться) на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Лопухинское сельское поселение", ЗАО "Лопухинка", у д. Новая Буря, рабочий участок 16, участок 16, кадастровый номер: 47:14:0802001:726, между Паршиной В.Н. и Обществом заключен договор об осуществлении технологического присоединения N ОД-ГтЭС-33326-18/47115-Э-18.
В пункте 5 означенного договора Общество самостоятельно определило срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в 4 месяца с момента заключения договора.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Именно это требование, как правомерно сочли УФАС и суды, нарушено Обществом в рассматриваемой ситуации, поскольку в срок до 26.02.2019 (через четыре месяца после заключения договора от 25.10.2018) технологическое присоединение жилого объекта, расположенного на принадлежащем заявителю земельном участке с кадастровым номером 47:14:0802001:726 не было осуществлено.
Поскольку названный договор является действующим (доказательства его расторжения в судебном или ином порядке отсутствуют), суды правомерно сочли доказанным факт нарушения требований пункта 16 Правил.
Оценка судами условий заключения названного договора отвечает материалам дела, основана на их объективном исследовании.
Договор технологического присоединения, будучи публичным договором, должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861; данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре перед гражданином - потребителем услуги.
Пунктом 27 Правил N 861 предусмотрено право сетевой организации продлить срок действия ранее выданных технических условий при наличии трех обстоятельств - при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок, при имеющейся технической возможности технологического присоединения на дату окончания срока их действия, а равно при соответствующем обращении заявителя.
Реализация в рассматриваемом случае пункта 27 Правил невозможна, поскольку к тому нет соответствующих фактических оснований.
Объективных причин для признания общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; нарушение Обществом пункта 16 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к своевременному технологическому присоединению заявителя.
Ссылке Общества о невозможности выполнения условий договора ввиду фактически повторного подключения объекта к энергоснабжению, судами дана оценка, с учетом факта выделения земельного участка с кадастровым номером 47:14:0802001:726 (принадлежащего в настоящее время Паршиной В.Н.) из участка с кадастровым номером 47:14:0802001:271 (право собственности на который зарегистрировано за Хомич Н.М. и ранее надлежащим образом присоединенного к электрическим сетям сетевой организации). Оснований для иного восприятия рассматриваемых в настоящем деле правоотношений у суда округа не имеется.
При изложенных обстоятельствах и доказательствах, вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Квалификация УФАС и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
Однако суды с учетом конкретных обстоятельств дела и фактических последствий совершенного правонарушения в конкретном случае сочли возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Выводы судов о малозначительности правонарушения нельзя признать абстрактными; они основаны на оценке доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ и обусловлены отсутствием существенной угрозы охраняемым правоотношениям в конкретном случае, с учетом, в частности, характера и степени общественной опасности, обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия каких-либо негативных последствий для сторон, реальной угрозы охраняемым законом интересам государства и общества (применительно к пунктам 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"; далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10).
Суды соотнесли в данном случае достижение превентивных целей административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности.
Положенные в обоснование кассационной жалобы доводы, проверенные судом кассационной инстанции в полном объеме, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой и апелляционных инстанций.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А56-116094/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.