23 октября 2020 г. |
Дело N А05-8532/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Бобарыкиной О.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 22.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А05-8532/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Центр" (после изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск"), адрес: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 52, помещение 11, офис 1122, ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к жилищно-строительному кооперативу "Север", адрес: 163059, город Архангельск, улица Малиновского, дом 12, ОГРН 1022900547295, ИНН 2901049541 (далее - ЖСК "Север"), и к жилищно-строительному кооперативу "Север-1", адрес: 163059, город Архангельск, Партизанская улица, дом 54, ОГРН 1022900544094, ИНН 2901059532 (далее - ЖСК "Север-1"), о взыскании в равных долях с каждого ответчика 4 105 136 руб. 44 коп. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные по единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения от 13.01.2017 N 5-030 (далее - Договор N 5-030) и N 5-029 (далее - Договор N 5-029) в период с 20.12.2018 по 03.03.2019.
Определением суда первой инстанции от 15.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоочистка" муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 61, ОГРН 1132901012860, ИНН 2901243725 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.06.2020, Обществу в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, зафиксированный в акте от 19.02.2019 N 0260-19/Ю разрыв обвязки контрольной пломбы на задвижке обводной линии, о котором ответчики не известили истца, свидетельствует о самовольном пользовании ответчиками централизованными системами водоснабжения, а потому Общество вправе было определить объемы поставленной холодной воды и объемы отведенных сточных вод в соответствии с пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), с использованием метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В отзывах на кассационную жалобу ответчики просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организация ВКХ) и ЖСК "Север" (абонент) заключен Договор N 5-030, по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать водоотведение и принятую холодную воду (пункт 1).
Согласно приложению N 1 к Договору N 5-030 поставка холодной воды производится, а услуги водоотведения оказываются в отношении жилого дома N 12 на ул. Малиновского и жилых помещений в 1-м подъезде жилого дома N 54 на ул. Партизанская.
В соответствии с пунктом 17 Договора N 5-030 и приложением N 5 к Договору для учета объемов поставленной воды и объема принятых сточных вод используется прибор учета ВСХД - 40 N 11539976.
Кроме того, между Предприятием (организация ВКХ) и ЖСК "Север-1" (абонент) заключен Договор N 5-029 с аналогичным предметом (пункт 1).
Согласно приложению N 1 к Договору N 5-029 поставка холодной воды производится, а услуги водоотведения оказываются в отношении жилых помещений во 2-м и 3-м подъездах жилого дома N 54 на ул. Партизанская.
В соответствии с пунктом 17 Договора N 5-029 и приложением N 5 к Договору для учета объемов поставленной воды и объема принятых сточных вод также используется прибор учета ВСХД - 40 N 11539976.
Актом допуска узла учета воды в эксплуатацию от 23.01.2018 N 008-18/13, составленным Предприятием, ЖСК "Север" и ЖСК "Север-1" подтверждается демонтаж прибора учета ВСХД - 40 N 11539976 и его замена на прибор учета ВСХНд N 40065340, опломбированный пломбой N 00006042 и размещенный в помещении насосной, а также наличие пломбы на запорной арматуре обводной линии.
В связи с заключением 09.10.2018 концессионного соглашения в отношении отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск", присвоением Обществу статуса гарантирующей организации в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 14.11.2018 N 1401 и началом осуществления Обществом соответствующей деятельности с 20.12.2018, Предприятием и Обществом с ЖСК "Север" и ЖСК "Север-1" подписаны дополнительные соглашения от 20.12.2018 к Договорам N 5-030 и N 5-029, в соответствии с которыми все права и обязанности Предприятия по Договорам N 5-030 и N 5-029 с 20.12.2018 перешли к Обществу.
Количество поданной холодной воды и принятых сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод коммерческий учет осуществляется расчетным способом (пункт 20 Договоров).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 13 Договоров Общество вправе осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды и принятых (отведенных) сточных вод, за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, а также принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Сотрудниками Общества при участии представителя абонентов слесаря Дьячкова Е.О. 19.02.2019 проведена проверка состояния системы водопровода и канализации абонентов в насосной. По результатам проверки составлен акт от 19.02.2019 N 0260-19/20, в котором зафиксировано нарушение обвязки контрольной пломбы на задвижках обводной линии (разрыв). Абонентам рекомендовано подать Обществу заявку на опломбировку задвижек обводной линии.
Соответствующая заявка подана абонентом 04.03.2019. Прибор учета ВСХНд N 40065340 допущен в эксплуатацию, задвижки обводной линии опломбированы, что подтверждается актом от 18.03.2019 N 0523-19/Ю.
Полагая, что абонентами допущено самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения, Общество произвело расчет платы за поставленную холодную воду и оказанные услуги водоотведения за период с 27.07.2018 по 31.07.2018 исходя из объемов воды, определенных на основании подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 расчетным способом с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Общество 25.04.2019 направило ответчикам претензию с требованием об оплате задолженности с приложением счета от 01.04.2019 N РВ-СПВ11, расчета объемов потребления питьевой воды и акта от 19.02.2019 N 0260-19/20.
ЖСК "Север" и ЖСК "Север-1" в совместном письме от 04.05.2019 N 3 указали на отсутствие правовых оснований для применения расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776.
Оставление ЖСК "Север" и ЖСК "Север-1" претензионных требований Общества без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском. Взыскание задолженности с ЖСК "Север" и ЖСК "Север-1" в равных долях Общество мотивировало тем, что учет объемов поставленной в жилые дома воды осуществляется одним прибором учета, расчеты с Обществом ответчики осуществляют в равных долях.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 10 части 1 статьи 4, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), пришел к выводу о том, что установленный подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776 расчетный способ определения объема поставленной воды и отведенных вод не применим в ситуации осуществления Обществом поставки холодной воды и оказания услуг водоотведения в отношении многоквартирных жилых домов. Суд первой инстанции указал, что порядок определения объемов коммунального ресурса предусмотрен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Установив, что ответчиками оплачены поставленные в спорный период коммунальные ресурсы, расчетные объемы которых соответствуют пункту 21 Правил N 124, суд первой инстанции отказал Обществу в иске.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. При этом в мотивировочной части постановления апелляционный суд применил к спорным отношениям Правила N 776, однако пришел к выводу об отсутствии установленных Правилами N 776 условий для использования истцом в расчетах метода пропускной способности устройств и сооружений.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к договору водоснабжения применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Сторонами не оспаривается, что ответчики приобретают у истца холодную воду и услуги водоотведения в целях обеспечения водой граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть холодной воды и оказание услуг водоотведения сточных вод осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Закона N 189-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоснабжение и плату за отведение сточных вод (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 (в редакции, относящейся к заявленному периоду) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, включающей такие показатели как объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами N 354; объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определяется за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124 объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, включающей такие показатели как объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом; объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил N 124 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В силу прямого указания в пункте 1 Правил N 776 названные правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку порядок определения объема коммунального ресурса расчетным способом (как в отношении холодной воды, так и в отношении отведенных сточных вод) урегулирован Правилами N 124 иначе, чем Правилами N 776, Правила N 776 в этой части не подлежат применению к спорным отношениям.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество не вправе взыскивать с ответчиков задолженность за поставленную холодную воду и оказанные услуги водоотведения в объеме, рассчитанном на основании подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 методом учета пропускной способности устройств и сооружений. Перечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате гражданами - потребителями, каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе и в ситуации выявления организацией ВКХ нарушений, зафиксированных в акте проверки 19.02.2019 N 0260-19/20 (разрыв обвязки контрольной пломбы на задвижке обводной линии).
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что при выявлении данного нарушения расчет объема потребленного ресурса должен производиться в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 21 Правил N 124 для случаев определения объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета или оборудованный общедомовым прибором учета, вышедшим из строя ввиду повреждения контрольных пломб (подпункт "б" пункта 81(12) Правил N 354).
Установив, что объем поставленных в многоквартирные жилые дома в спорный период коммунальных ресурсов, рассчитанный по правилам подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, каждым из ответчиков оплачен (что подтверждается платежными поручениями), суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении иска. Возражения относительно правильности произведенных ответчиками расчетов объемов потребленных коммунальных ресурсов, выполненных на основании подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, Обществом не представлены.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют подлежащим применению нормам материального права, а ошибочное применение судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям Правил N 776 не привело к принятию неправильного судебного акта. В связи с этим предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А05-8532/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.