27 октября 2020 г. |
Дело N А56-108641/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Войсковой части 6944 Максимова Р.Н. (доверенность от 10.08.2020), от федерального государственного бюджетного учреждения "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Тарасовой В.В. (доверенность от 01.09.2020), от акционерного общества "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина" Кислун А.Н. (доверенность от 23.03.2020),
рассмотрев 22.10.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Войсковой части 6944 и федерального государственного бюджетного учреждения "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А56-108641/2019,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 6944, адрес: 198123, Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, д. 4, ОГРН 1177847371074, ИНН 7807187198 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, мкр Орлова Роща, д. 1, ОГРН 1034701242443, ИНН 4705001850 (далее - Институт), о взыскании 9 022 830 руб. 65 коп. расходов, понесенных в связи с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений за период с 01.01.2019 по 31.07.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Радиевый институт им В.Г. Хлопина", адрес: 194021, Санкт-Петербург, Муринский пр., д. 28, ОГРН 1137847503100, ИНН 7802846922 (далее - Общество).
Решением от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2020, иск удовлетворен частично. С Института в пользу Войсковой части взыскано 1 916 521 руб. 50 коп. в счет компенсации. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Институт, считая, что обжалуемые судебные акты нарушают его права и законные интересы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Войсковой части отказать. По мнению подателя жалобы, суды обеих инстанций необоснованно возложили на Институт обязанность нести расходы в размере 1 916 521 руб. 50 коп. за Общество.
В кассационной жалобе Войсковая часть, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела и неполное их выяснение, просит обжалуемые судебные акты отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что организации, объекты которых подлежат обязательной охране войсками Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны компенсировать расходы воинской части на выплату компенсаций за поднаем военнослужащим, поставленным на жилищный учет в установленном порядке. Соответственно, по мнению подателя жалобы, на Институте лежит обязанность компенсировать расходы Войсковой части, понесенные на выплату всему личному составу (80 военнослужащих), не обеспеченному жильем, иной подход (компенсация расходов исключительно военнослужащим, непосредственно охраняющим объект) нарушит права воинской части на компенсацию понесенных расходов. Как указывает податель жалобы, указанная позиция согласуется с определениями Верховного суда Российской Федерации от 11.03.2019 N 305-ЭС19-3897, от 24.12.2019 N 305-ЭС19-22405.
В судебном заседании 15.10.2020 представители Войсковой части и Института поддержали доводы своих кассационных жалоб, представитель третьего лица высказала позицию по делу. В этом же заседании объявлен перерыв до 10 час 20 мин 22.10.2020. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей и с участием представителей сторон, подтвердивших свои позиции по делу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Войсковая часть является воинской частью, которая в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) осуществляет охрану важных государственных объектов, в частности Института.
Ссылаясь на часть 4 статьи 27 Закона N 226-ФЗ, Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, так как понесла затраты на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений военнослужащим за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 в размере 9 022 830 руб. 65 коп., входящим в состав подразделения, обеспечивавшего охрану объектов Института.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Из содержания названной статьи следует, что за счет организации, важные государственные объекты и (или) специальные грузы и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом названным Законом не предусмотрено возложение на организации обязанности по компенсации аренды жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране этих организаций. В противном случае на последних будут возложены необоснованные финансовые обременения.
Пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" сумма денежной компенсации в Москве и Санкт-Петербурге установлена в размере, не превышающем 15 000 руб. в месяц; указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов при перечисленных в названном пункте условиях.
Приведенные нормы предусматривают возмещение в данном случае Войсковой частью фактически понесенных военнослужащими расходов с последующим возмещением затрат Войсковой части организацией, важные государственные объекты которой подлежат охране войсками национальной гвардии.
Частично удовлетворяя исковые требования, обе судебные инстанции исходили из следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе выписок из приказов командира Войсковой части, суды установили, что в охране объектов Института принимали участие 46 военнослужащих, тогда как в иске истцом заявлены требования в отношении 80 военнослужащих.
Правовых оснований для возмещения расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) помещений, выплаченной военнослужащим, которые не участвуют в непосредственной охране объектов ответчика, суды не усмотрели.
В этой части доводы кассационной жалобы Войсковой о том, что компенсации подлежат понесенные расходы в полном объеме, не могут быть признаны обоснованными.
Приняв во внимание расчеты фактически понесенных расходов Войсковой части, контррасчет Института, суды пришли к выводу о том, что возмещению истцу подлежат расходы в размере 5 282 145 руб.17 коп., а с учетом частичного погашения задолженности ответчиком (3 365 623 руб. 67 коп.) удовлетворили требования частично в размере 1 916 521 руб. 50 коп.
Между тем судами не исследовался и не оценивался довод Института о возложении на него необоснованного финансового обременения в виде обязанности нести расходы за Общество в размере взысканной суммы.
В обоснование данного довода Институт указал на то, что Войсковая часть обеспечивает охрану трех объектов, два из которых принадлежат ответчику, и один объект (площадка N 3) принадлежит на праве собственности Обществу, которое не участвует в компенсации расходов за охрану своего объекта, между ответчиком и третьим лицом отсутствуют обязательственные отношения, предусматривающие возложение на бюджетное учреждение финансового обременения в виде несения расходов за коммерческую организацию. Институт компенсировал расходы истца на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений в отношении военнослужащих, непосредственно задействованных в охране двух объектов, принадлежащих ответчику, за период с 01.01.2019 по 31.07.2019. Правовых оснований для возложения на Институт компенсации расходов истца в отношении объекта, принадлежащего Обществу, не имелось.
Указанные обстоятельства подлежали оценке судами и являлись основаниями для мотивирования судебного акта в соответствии с положениями части 4 статьи 170 и части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что в данном случае отсутствует.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций неполно выяснили существенные для дела обстоятельства, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению обстоятельств, принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное, исходя из заявленных требований, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить и исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства и подлежащие применению нормы права, по результатам принять мотивированное и обоснованное решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Разрешение вопроса о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе Института следует поручить суду первой инстанции, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А56-108641/2019 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.