27 октября 2020 г. |
Дело N А56-118336/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "УК СтройЛинк-Сервис" Черновой А.Н. (доверенность от 02.09.2020 N 112),
рассмотрев 26.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК СтройЛинк-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А56-118336/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК СтройЛинк-Сервис", адрес: 197110, Санкт-Петербург, ул. Б. Зеленина, д. 8, корп. 2, лит. А, пом. 53-Н Р.М. 1, ОГРН 1157847042418, ИНН 7842024132 (далее - Общество, ООО "УК СтройЛинк-Сервис"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107 (далее - Комитет), от 09.10.2019 N 45-19 (ЭА) в части пунктов 1, 2, 3.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, ООО "УК СтройЛинк-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы Общество, ссылаясь на использование в межотопительный период тепловой энергии только для производства и предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения (далее - ГВС), полагает, что вся поступающая в многоквартирный дом тепловая энергия потреблялась с целью подогрева воды для нужд ГВС. В связи с чем податель жалобы считает обоснованным использование показаний прибора учета.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с обращениями жителя многоквартирного дома N 7 по ул. Шувалова в г. Мурино Всеволожского р-на Ленинградской области (далее - МКД) от 10.07.2019 и 16.08.2019 распоряжением Комитета от 12.09.2019 N 45-19 (ЭА) назначено проведение внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и в части исполнения обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Как установлено Комитетом при проведении проверки, Общество в нарушение пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), формулы 20 Приложения N 2 к Правилам N 354, частей 2, 3, 8 статьи 162 ЖК РФ, самостоятельно определяло в июне - сентябре 2019 года объем тепловой энергии, поставленной для целей горячего водоснабжения, что привело к увеличению размера платы за тепловую энергию, использованную для нагрева воды.
По результатам проверки должностным лицом Комитета составлен акт от 09.10.2019 N 45-19 (ЭА).
На основании акта проверки Обществу выдано предписание от 09.10.2019 N 45-19 (ЭА) с требованием в срок до 28.02.2019:
1) привести расчет размера платы за горячее водоснабжение всем собственникам помещений МКД в соответствие с пунктом 54 Правил N 354 и формулы 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 с использованием удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, который принимается равным нормативу на подогрев (0,061 Гкал/куб. м), утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" (далее - Постановление N 25) и осуществлять дальнейшие начисления платы ГВС (тепловая энергия) с учетом норматива на подогрев (0,061 Гкал/куб. м), утвержденного Постановлением N 25;
2) осуществить перерасчет платы за ГВС (тепловую энергию) всем собственникам помещений МКД за период с июня по сентябрь 2019 года в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 и формулы 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 с использованием удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, который принимается равным нормативу на подогрев (0,061 Гкал/куб. м), утвержденного Постановлением N 25;
3) осуществить перерасчет платы за ГВС на содержание общего имущества (тепловую энергию) всем собственникам помещений МКД за сентябрь 2019 года в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 и формулы 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 с использованием удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, который принимается равным нормативу на подогрев (0,061 Гкал/куб. м), утвержденного Постановлением N 25;
4) привести платежный документ по оплате за жилищно-коммунальные услуги в соответствие с требованиями, предусмотренными пунктом 69 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием в части пунктов 1 - 3, ООО "УК СтройЛинк-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 161, 162, 157 ЖК РФ, положениями Правил N 354, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения формулы 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354 при расчете рассматриваемой платы, в связи с чем признал оспариваемое предписание соответствующим требованиям жилищного законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В силу пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам как сумма двух составляющих:
1) произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
2) произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
На территории Ленинградской области с 01.07.2018 действуют нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета".
В случае, если приготовление горячей воды в МКД производится с помощью тепловой энергии, поступающей непосредственно от ресурсоснабжающей организации, исполнителем при расчете платы за горячее водоснабжение по формуле 20 Приложения N 2 к Правилам N 354, удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды принимается равным нормативу на подогрев, утвержденному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При производстве тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения непосредственно в многоквартирном доме с помощью общедомового оборудования и коммунальных ресурсов (газ, электрическая энергия), удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды определяется по формуле 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354.
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что МКД (управление которым осуществляет Общество) оборудован узлом учета тепловой энергии, который фиксирует общий объем тепловой энергии, потребляемой в МКД; производство горячего водоснабжения осуществляется за счет индивидуального теплового пункта, т.е. нагрев холодной воды производится за счет тепловой энергии, поступающей от ресурсоснабжающей организации, а не за счет производства теплового ресурса в МКД.
В пункте 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Между тем, принимая во внимание наличие централизованной системы отопления в спорном МКД и осуществление подогрева воды за счет такой системы, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для применения формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды.
Таким образом, в рассматриваемом случае при расчете платы за горячее водоснабжение в МКД управляющая организация обязана руководствоваться формулой 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 с использованием нормативов, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632.
При изложенных обстоятельствах Комитет правомерно указал Обществу в оспариваемом предписании на необходимость произвести расчет размера платы за горячее водоснабжение всем собственникам помещений МКД в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 и формулы 20 Приложения N 2 к Правилам N 354; осуществить перерасчет платы за ГВС (тепловую энергию) всем собственникам помещений МКД за период с июня по сентябрь 2019 года в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 и формулы 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 с использованием удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, который принимается равным нормативу на подогрев (0,061 Гкал/куб. м), утвержденного Постановлением N 25; осуществить перерасчет платы за ГВС на содержание общего имущества (тепловая энергия) всем собственникам помещений МКД за сентябрь 2019 года.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А56-118336/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК СтройЛинк-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.