28 октября 2020 г. |
Дело N А56-105744/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Боглачевой Е.В. и Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строитель" Проскуриной М.Г. (доверенность от 09.01.2020), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А. (доверенность от 13.01.2020), от Жилищного комитета Прошина А.Н. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 28.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А56-105744/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель", адрес: 198328, Санкт-Петербург, ул. Маршала Захарова, д. 23, лит. "А", ОГРН 1037819003320, ИНН 7807049663 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул. д. 23, лит. "А", ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет), о взыскании 20 766 704 руб. 13 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства".
Решением от 21.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы считает необоснованным вывод судов об отсутствии оснований для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. Общество отмечает, что обязанность установить нормативы отведения сточных вод на содержание общего имущества многоквартирного дома лежала именно на Комитете, в связи с чем невыполнение указанной обязанности привело к возникновению у Общества убытков в виде недополученной платы за коммунальные услуги в период с 01.06.2017 по 30.06.2019.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и Жилищного комитета возражали против ее удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является исполнителем коммунальных услуг по 94 многоквартирным домам.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пунктов 1.1 и 1.2 положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 (далее - Положение N 1346), Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, который проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов, цен, розничных цен, размера платы за услуги, предельных размеров оптовых надбавок и розничных надбавок, подлежащих государственному регулированию и регулирование которых отнесено к компетенции Комитета.
Одной из основных задач Комитета согласно пункту 2.1-1 Положения N 1346 является утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Так, распоряжением от 26.05.2017 N 50-р "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 50-р) Комитет утвердил нормативы потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы действуют с 01.06.2017). При этом норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества утвержден Комитетом только 14.12.2018 распоряжением N 214-р, согласно которому с 01.07.2019 норматив отведения сточных вод равен сумме нормативов потребления холодной воды и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Полагая, что вследствие бездействия Комитета, выразившегося в нарушении сроков исполнения обязанности по утверждению норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, Обществу причинены убытки в виде недополученной от потребителей платы за указанный коммунальный ресурс в период с 01.06.2017 по 30.06.2019, последний 25.07.2019 обратился к Комитету с претензией N 738, в которой потребовал возместить 20 766 704 руб. 13 коп. убытков.
Поскольку Комитет оставил указанную претензию без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд, пришли к выводу, что истец не доказал совокупности условий, необходимых для возложения на Комитет обязанности по возмещению убытков, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из содержания названных норм права следует, что лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) должно доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей, размер причиненных истцу убытков, причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей и причиненными убытками.
Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из материалов дела, к убыткам, ему причиненным, Общество отнесло недополученную от потребителей плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах в период с 01.06.2017 по 30.06.2019.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Расходы в том числе на оплату холодной и горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и на оплату отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ с 01.01.2017 включаются в состав платы за содержание жилого помещения.
Будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, указанные расходы с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации.
Приборы учета сточных вод в многоквартирных домах не установлены.
Общество считает, что оно не могло получать с населения плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, поскольку в спорном периоде отсутствовал утвержденный в установленном порядке норматив.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, оплате подлежат фактически оказанные услуги.
Следовательно, отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома само по себе не может служить основанием для освобождения Общества от оплаты фактически оказанных услуг по отведению сточных вод.
Общество не спорит с тем, что в спорном периоде населению оказывались услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса.
В силу абзаца 3 пункта 29 названных Правил норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В спорном периоде действовали нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденные Комитетом в Распоряжении N 50-р.
Таким образом, у Общества имелась возможность определить объем услуг, подлежащих оплате за спорный период.
Пунктом 17 Правил N 306 решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением 2 к указанным Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Названные формы не предусматривают выделение отдельной строкой норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание наличие у Общества возможности определить объем услуг в порядке, установленном абзацем 3 пункта 29 Правило N 306, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в рассмотренном случае неутверждение Комитетом норматива на услугу по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов само по себе не повлекло причинение Обществу убытков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между заявленным Обществом убытками и действиями Комитета, а потому, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, правомерно отказали в удовлетворении иска.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А56-105744/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.