28 октября 2020 г. |
Дело N А56-5680/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Боглачевой Е.В. и Пастуховой М.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Прошина А.Н. (доверенность от 30.12.2019), от Жилищного комитета Шевелевой Н.В. (доверенность от 22.11.2019),
рассмотрев 28.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А56-5680/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 186 196 руб. 63 коп. убытков в виде разницы в тарифах за потребленную в период с января по сентябрь 2016 года тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения от 01.03.2015 N 2553.34.040.4 (далее - Договор).
Определением от 30.01.2019 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением от 21.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КомСервис" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Красносельский квартал"), адрес: 198320, Санкт-Петербург, г. Красное село, ул. Спирина, д. 7, корп. 2, ОГРН 1097847332780, ИНН 7810570643 (далее - Общество). Этим же определением суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 30.09.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 указанное решение отменено; с Комитета в пользу Предприятия взыскано 186 196 руб. 63 коп. убытков.
В кассационной жалобе Комитет просит постановление от 10.06.2020 отменить, а решение от 30.09.2019 оставить в силе, ссылаясь на то, что межтарифная разница за период с января по сентябрь 2016 года не подлежит возмещению Комитетом, поскольку объем тепловой энергии за указанный период определен Предприятием в соответствии с показаниями узлов учета и расчетным методом, что противоречит нормам жилищного законодательства.
По мнению подателя жалобы, возместив Предприятию межтарифную разницу в размере, согласованном Обществом, Комитет в полном объеме исполнил условия соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 26.01.2018 N 1-1-ВВД (далее - Соглашение).
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, однако своих представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления от 10.06.2020 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям Договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.05.2016 N 1) Предприятие (ресурсоснабжающая организация) обеспечивает подачу (поставку) Обществу (исполнителю) через присоединенную сеть тепловой энергии (теплоносителя), а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
В период с января по сентябрь 2016 года Предприятие надлежащим образом исполнило обязательства по Договору.
Предприятием и Комитетом подписано Соглашение, которым предусмотрено предоставление Предприятию из бюджета Санкт-Петербурга в 2018 году субсидий в целях компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов на тепловую энергию за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года и с января 2016 года по ноябрь 2017 года.
Ссылаясь на то, что Комитет не в полном объеме возместил разницу между экономически обоснованным тарифом, установленным для Предприятия, и тарифом для населения в отношении тепловой энергии, поставленной Обществу в период с января по сентябрь 2016 года, последнее 12.12.2018 обратилось к Комитету с претензией N 58-13/50011, в которой просило выделить недополученные денежные средства, приложив акты сверки объемов потребленной тепловой энергии за указанный период, подписанные сторонами с разногласиями.
Поскольку Комитет оставил указанную претензию без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, согласившись с возражениями ответчика, пришел к выводу, что Комитет, возместив Предприятию выпадающие доходы на основании объемов тепловой энергии, подтвержденных Обществом в актах сверок, исполнил условия Соглашения в полном объеме, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом и, признав иск обоснованным по праву и размеру, удовлетворил его.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2).
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016 - 2018 годы" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа составил 2077,92 руб./Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 2392,44 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа для определения размера платы за коммунальные услуги составил 1541,78 руб./Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1621,95 руб./Гкал (с НДС).
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов ниже экономически обоснованных.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы является прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 утвержден Порядок предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января по декабрь 2016 года (далее - Порядок N 1174).
Согласно пункту 3.6 Порядка N 1174 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий, определяются на основании актов сверок.
Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 12.12.2018 N 58-13/50011 о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов за период с января по сентябрь 2016 года, пояснив, что Общество в части не подтвердило объемы потребленной тепловой энергии, указав в актах сверки объемов на имеющиеся разногласия, однако документов в обоснование своих разногласий не представило, в связи с чем ресурсоснабжающая организация просила предоставить субсидии исходя из объемов потребленной тепловой энергии, указанных ею.
Участвуя в настоящем деле, Общество также не представило обоснованных возражений по объему поставленного ресурса.
В то же время из представленного истцом расчета задолженности и вступивших в законную силу судебных актов по делам N А56-30779/206 и N А56-77566/2016 следует, что Общество полностью оплатило поставленную Предприятием в спорный период тепловую энергию исходя из рассчитанного им объема и по тарифу для населения.
Доводы Комитета о том, что разногласия Общества по объему ресурса касаются нежилой части жилых домов документально не подтверждены.
Таким образом, поскольку Комитет не представил доказательств возмещения Предприятию межтарифной разницы в полном объеме, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск, взыскав с Комитета 186 196 руб. 63 коп. убытков в виде разницы в тарифах за поставленную в период с января по сентябрь 2016 года тепловую энергию.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применил нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А56-5680/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.