02 ноября 2020 г. |
Дело N А21-1595/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Щуринова С.Ю., рассмотрев 02.11.2020 без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А21-1595/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", адрес: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Компания), обратилось в арбитражный суд Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания жилищно-коммунального хозяйства", адрес: 238758, Калининградская обл., г. Советск, ул. Чкалова, д. 9, ОГРН 1133926005817, ИНН 3911801635 (далее - Общество), о взыскании 301 683 руб. 16 коп. задолженности по оплате электроэнергии (корректировки в ноябре 2019 года за период апрель 2018 года - август 2019 года), 8624 руб. 62 коп. пеней, начисленных по 30.03.2020, с последующим их начислением по дату фактической оплаты долга.
Определением суда от 14.02.2020 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит вынесенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, Компанией не представлено надлежащих доказательств о правомерности принятия к коммерческому учету общедомового прибора учета электрической энергии (далее - ОДПУ) Обществом, так как акт от 17.08.2017 N 6957 о вводе прибора в эксплуатацию не был представлен Обществу, а довод Компании о том, что Общество передавало показания ОПДУ до марта 2018 года, не соответствует действительности, так как Общество фактически узнало об установке ОДПУ только в сентябре 2019 года.
Кроме того, податель жалобы указывает, что сотрудниками сетевой организации акционерное общество "Янтарьэнерго" без проведения проверки индивидуальных приборов учета и ОДПУ самостоятельно произведена замена установленного ОДПУ на новый. По мнению Ответчика, ранее установленный ОДПУ был неисправен, установка произведена без согласования с управляющей организацией.
Кассационная жалоба и определение о ее принятии к производству размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
От Общества 28.10.2020 в электронном виде поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое отклонено судом кассационной инстанции, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 АПК РФ.
В силу изложенного представленные Обществом вместе с кассационной жалобой и ходатайством дополнительные доказательства подлежат возврату.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Компания с 01.01.2012 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области согласно приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 N 115-01э/11, от 30.11.2011 N 116-15э/11 (с учетом изменений, внесенных приказом от 28.01.2015 N 08-02э/15), от 23.01.2017 N 08-01э/17.
Между Компанией (гарантирующим поставщиком) и Обществом (исполнителем) заключен договор энергоснабжения от 01.02.2017 N 320700033 (далее - Договор), в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом поставки электрической энергии исполнителю для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги энергоснабжения, а исполнитель - своевременно оплачивать принятый объем электрической энергии на условиях, определенных Договором.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Договора гарантирующий поставщик обязался обеспечивать поставку электрической энергии исполнителю в точки поставки, определенные в Приложении N 2 в порядке, сроки и количестве, предусмотренные Договором.
Объем ресурса и порядок расчетов определены сторонами в разделах 5 и 6 Договора.
На дату заключения Договора 01.02.2017 по точке поставки: многоквартирный дом по адресу: г. Советск, ул. Баумана, д. 13, не был установлен ОДПУ.
Акционерным обществом "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго", сетевая организация) 17.08.2017 в названной точке поставки электрической энергии был установлен ОДПУ (N 03025387).
В связи с тем, что Договор был заключен ранее установки ОДПУ, в приложении N 2 к Договору факт установки названного ОДПУ не зафиксирован.
Общество до марта 2018 года включительно передавало Компании показания по данному ОДПУ, что подтверждается Приложением 1 к пояснениям по делу от 27.03.2020 (данными лицензионной программы ПК "СТЕК-Энерго"), а с апреля 2018 года перестало их передавать.
Сотрудниками АО "Янтарьэнерго" 12.09.2019 в присутствии представителя Общества была произведена проверка расчетного прибора учета N 03025387, что подтверждается актом от 12.09.2019 N 20145. Показания на момент проверки составляли 10374,669 кВт*ч.
Учитывая, что данные показания прибора учета превышали те, которые были предъявлены к начислению Обществу в период с апреля 2018 года по август 2019 года и был выявлен недоучет объема электрической энергии по ОДПУ в размере 74768 кВт*ч., Обществу были выставлены корректировочные счета-фактуры на общую сумму 301 683 руб. 16 коп., которые не были оплачены.
В дальнейшем АО "Янтарьэнерго" в рамках программы реализации проекта "Организация интеллектуальной системы учета электроэнергии" 22.10.2019 произвело замену прибора учета N 03025387, о чем Общество было уведомлено письмом сетевой организации от 08.10.2019.
Наличие у Общества задолженности по оплате электроэнергии и оставлении им претензии Компании от 23.12.2019 N ЯЭС/131458 без удовлетворения послужили основанием для ее обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив обстоятельства дела и исследовав представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, удовлетворили заявленные требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Пунктами 5, 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 в отношении жилых и многоквартирных домов организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу (в частности, гарантирующий поставщик или сетевая организация), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета электрической энергии объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 названной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Суды установили, что в данном случае, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов данная обязанность исполнена не была, сетевая организация своими силами и за свой счет установила в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, коллективные (общедомовые) приборы учета в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Установка в спорном многоквартирном доме ОДПУ и его исправность в спорный период подтверждены надлежащими доказательствами. Доводы Общества, которое является управляющей организацией, о том, что ему не было известно об установке спорного ОДПУ, подробно исследованы и правомерно отклонены судами в связи с их необоснованностью.
Суды обоснованно удовлетворили исковые требование о взыскании задолженности, так как установили факт поставки электроэнергии в спорный период в заявленном объеме, который Обществом был оплачен не полностью.
Поскольку факт просрочки исполнения Обществом обязательств по оплате электрической энергии подтвержден представленными в материалы дела документами, суды правомерно удовлетворили требование Компании о взыскании пеней.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, нижестоящими судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А21-1595/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Судья |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.