03 ноября 2020 г. |
Дело N А56-27719/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
при участии от акционерного общества "ТНС энерго Карелия" Кубасовой М.С. (доверенность от 01.01.2020), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Воронцова С.Э. (доверенность от 07.10.2020),
рассмотрев 02.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 по делу N А56-27719/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", адрес: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, бульвар Интернационалистов (Древлянка р-н), д. 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Управление), 104 951 руб. 95 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии, а при недостаточности денежных средств у Управления, Компания просила взыскать неосновательное обогащение в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны).
Решением суда от 10.07.2019 с Управления, а в случае отсутствия или недостаточности у него денежных средств с Российской Федерации в лице Минобороны за счет казны Российской Федерации в пользу Компании взыскано 100 836 руб. 96 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии, 3986 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции установил безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции согласно пункту статьи 268 6.1 АПК РФ.
Апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Миронова Павла Сергеевича, общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ") и федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу" (далее - ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО").
Постановлением апелляционного суда от 11.08.2020 решение суда первой инстанции от 10.07.2019 отменено. Апелляционный суд принял отказ Компании от исковых требований в части взыскания задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Карелия, Пряжинский р-н, п. Чална, ул. Клубная, д. 1, кв. 6, за период январь - август 2017 года в размере 3090 руб. 24 коп. (ЛС N 100354000006). Производство по делу в указанной части прекращено.
С учетом принятого судом апелляционной инстанции уточнения исковых требований с Управления, а в случае отсутствия или недостаточности у него денежных средств - с Минобороны в пользу Компании взыскано 100 966 руб. 51 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии, 4029 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление и Минобороны ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просят постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Податели жалобы полагают, что являются ненадлежащими ответчиками по настоящему иску, тогда как оплата задолженности за поставленные ресурсы должна быть произведена ООО "ГУЖФ" и ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО", так как в заявленный исковой период указанные лица управляли домами, по которым взыскивается задолженность.
Кроме того, податели жалобы указывают, что по требованию о взыскании по лицевому счету N 100353400550 задолженности за февраль 2016 года Компанией пропущен срок исковой давности, однако суд апелляционной инстанции его не применил.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Компании с ними не согласился.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, Компания, являясь гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия, на основании заключенных договоров энергоснабжения осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома (далее - МКД), и, соответственно, в жилые помещения, являющиеся собственностью Российской Федерации и закрепленные на праве оперативного управления за Управлением, на каждое из которых Компанией открыт лицевой счет, расположенные по адресам:
- Республика Карелия, Пряжинский р-н, п. Чална, д. 1, кв. 2 (N 100354000002), кв. 7 (N 100354000007), кв. 11 (N 100354000011); д. 3, кв. 7 (N 100354000034);
- Республика Карелия, Прионежский р-н, п. Чална-1, ул. Весельницкого, д. 49, кв. 61 (N 100353400328); д. 51, кв. 6 (N 100353400424); д. 52, кв. 1 (N 100353400431), кв. 12 (N 100353400442); д. 54, кв. 58 (N 100353400512), кв. 96 (N 100353400550);
- Республика Карелия, Пряжинский р-н, п. Площадка, д. 5, кв. 20 (N 100315700112); д. 6, кв. 39 (N 100315700156), кв. 40 (N 100315700157);
- Республика Карелия, Прионежский р-н, п. Чална-1, ул. Завражнова, д. 3, кв. 2 (N 100353400050); д. 6, кв. 11 (N 100353400090); д. 45, кв. 1 (N 100353400120).
В исковой период вышеперечисленные жилые помещения не были заселены, зарегистрированных по месту постоянного жительства или временного пребывания граждан не имелось.
Компания осуществила поставку электрической энергии в названные помещения. Вместе с тем оплата за поставленную электроэнергию произведена не была, в связи с чем на стороне Управления возникло 100 966 руб. 51 коп. задолженности, включая задолженность:
- по лицевому счету N 100354000034 за март - декабрь 2017 года в размере 6878 руб. 88 коп.;
- по лицевому счету N 100354000007 за февраль 2017 года - август 2018 года в размере 6111 руб. 76 коп.;
- по лицевому счету N 100354000011 за февраль - декабрь 2017 года в размере 5280 руб. 24 коп.;
- по лицевому счету N 100354000002 за ноябрь 2017 года - август 2018 года в размере 3995 руб. 04 коп.;
- по лицевому счету N 100353400442 за апрель - октябрь 2016 года в размере 607 руб. 10 коп.;
- по лицевому счету N 100353400424 за август 2016 года, декабрь 2017 года в размере 4504 руб. 36 коп.;
- по лицевому счету N 100353400328 за январь - март 2017 года в размере 6248 руб.;
- по лицевому счету N 100315700112 за июнь 2016 года - январь 2018 года в размере 710 руб. 93 коп.;
- по лицевому счету N 100353400550 за февраль 2016 года в размере 2822 руб. 85 коп.;
- по лицевому счету N 100353400512 за октябрь 2016 года в размере 81 руб. 40 коп.;
- по лицевому счету N 100353400090 за апрель 2017 года - август 2018 года в размере 3481 руб. 20 коп.;
- по лицевому счету N 100353400120 за июль 2017 года в размере 6313 руб. 32 коп.;
- по лицевому счету N 100353400050 за апрель 2016 года, март 2017 года в размере 712 руб. 15 коп.;
- по лицевому счету N 100315700157 за апрель 2016 года - декабрь 2017 года в размере 1280 руб. 48 коп.;
- по лицевому счету N 100315700156 за июнь 2016 года - июнь 2017 года в размере 11 737 руб. 80 коп.;
- по лицевому счету N 100353400431 за февраль - сентябрь 2017 года в размере 40 200 руб. 78 коп.
Наличие задолженности и оставление претензий о ее погашении без удовлетворения явились основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Компанией требования с учетом принятого отказа от части требований и уточнения иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит в следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В то же время частью 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, применимой к правоотношениям сторон в рассматриваемом периоде) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Податели жалобы со ссылками на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 полагают, что задолженность должна быть взыскана с управляющих организаций - ООО "ГУЖФ" и ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО" в силу договора от 01.10.2017 N 3-УЖФ/ЗВО-1 управления жилым фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, заключенного между Минобороны (государственным заказчиком) и ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО" (управляющей организацией) (далее - договор N 3-УЖФ/ЗВО-1), и договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 управления жилым фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, заключенного между Минобороны (заказчиком) и ООО "ГУЖФ" (управляющей организацией) (далее - договор N 2-УЖФ-02), так как в случае, когда управление МКД осуществляет управляющая организация, ресурсоснабжающая организация не может быть непосредственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуг по поставке электроэнергии.
Указанный довод был проверен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, так как подпунктом 3.1.3 договора N 2-УЖФ-02 на ООО "ГУЖФ" возложена обязанность от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами с ресурсоснабжающими организациями, а в подпункте 3.1.1 договора N 3-УЖФ/ЗВО-1 указано, что предоставление управляющей организацией коммунальных услуг осуществляется с даты заключения управляющей организацией договора с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и до момента расторжения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, однако соответствующие договоры ресурсоснабжения между гарантирующим поставщиком и управляющими организациями в материалы настоящего дела не представлены.
Кроме того, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО" и ООО "ГУЖФ" не являются управляющими организациями по смыслу части 2 статьи 161 ЖК РФ, поскольку в деле отсутствуют протоколы общих собраний собственников помещений в названных МКД о выборе ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО" и ООО "ГУЖФ" в качестве управляющих организаций; не представлены доказательства того, что все помещения в спорных МКД являются собственностью Российской Федерации, а из содержания прав и обязанностей сторон исследованных договоров следует, что ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО" и ООО "ГУЖФ" оказывают заказчику (Минобороны) услуги по управлению вверенным ему имуществом и для достижения указанной цели вступают в правоотношения с нанимателями жилых помещений, проживающих в данных домах.
При этом доказательства того, что ФГБУ "ЦЖКУ по ЗВО" и ООО "ГУЖФ" производили платежи за коммунальные ресурсы, поставленные в спорные жилые помещения, ответчиками в материалы дела также не представлены.
Приведенный в кассационной жалобе довод о необоснованном неприменении судом апелляционной инстанции срока исковой давности к требованию Компании о взыскании задолженности за электроэнергию, поставленную в кв. 969в д. 54 по ул. Весельницкого в п. Чална-1 Прионежского района Республики Карелия (лицевой счет N 100353400550) в феврале 2016 года, проверен судом кассационной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
На основании пункта 1 статьи 196 ГК РФ, пунктов 1, 2 статьи 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктом 66 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
С учетом приведенных норм суд апелляционной инстанции правильно указал, что срок оплаты электрической энергии, потребленной в феврале 2016, истек 10.03.2016, соответственно, срок исковой давности по данном требованию начал течь со следующего дня (11.03.2016) и истекал 10.03.2019.
Согласно штампу на почтовом конверте и информации, размещенной на официальном сайте Почты России, Компания направила исковое заявление по настоящему делу в суд почтовым отправлением 06.03.2019, то есть в пределах срока исковой давности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил заявление ответчиков о пропуске срока исковой давности и взыскал спорную задолженность.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены. Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование подателями жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 по делу N А56-27719/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.