03 ноября 2020 г. |
Дело N А13-13191/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от АО "Газпром газораспределение Вологда" Мухина А.С. (доверенность от 25.12.2018 N 118),
рассмотрев 28.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по делу N А13-13191/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ", адрес: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 9б, оф. 303, ОГРН 1153525025851, ИНН 3525355104 (далее - Общество, ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - Управление, УФАС), от 04.06.2019 N 2164 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Вологда", адрес: 160014, г. Вологда, ул. Саммера, д. 4А, ОГРН 1023500873626, ИНН 3525025360 (далее - АО "Газпром газораспределение Вологда").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" отвечает всем критериям газораспределительной организации (далее - ГРО), а именно: владеет на праве собственности сетью газораспределения, включено в реестр естественных монополий, и ему установлен тариф на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям на территории Вологодской области (приказ Федеральной антимонопольной службы от 22.04.2016 N 571/16). В связи с этим податель жалобы считает, что именно он обладает исключительным правом выполнения работ по технологическому присоединению объектов капитального строительства к своим сетям, следовательно, АО "Газпром газораспределение Вологда", осуществив работы по прокладке газопровода к жилому дому с целью присоединения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, тем самым нарушило положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В этом случае, как полагает Общество, Управление незаконно отказало в возбуждении антимонопольного дела в отношении АО "Газпром газораспределение Вологда".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" обратилось в УФАС с заявлением от 13.05.2019 N 2155 о нарушении АО "Газпром газораспределение Вологда" законодательства при подключении (технологическом присоединении) новых потребителей к системе газораспределения, в котором указало, что 08.05.2019 им был выявлен факт выполнения АО "Газпром газораспределение Вологда" работ по прокладке газопровода к жилому дому на земельном участке с кадастровым номером 35:25:0506038:926 в деревне Алексино Вологодского района Вологодской области по проекту N 19\14-001954-ГСН путем присоединения к принадлежащим Обществу на праве собственности газораспределительным сетям.
По мнению Общества, АО "Газпром газораспределение Вологда" нарушило требования пунктов 1, 2, 3, 6, 64, 74 (1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), заключив с гражданкой Эман Еленой Александровной договор от 20.11.2017 N 19\14-001954 о подключении (техническом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее - Договор).
Кроме того, прокуратурой Вологодской области в адрес Управления было направлено письмо от 14.05.2019 с аналогичным обращением ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ".
Рассмотрев полученные материалы, УФАС пришло к выводу об отсутствии в действиях АО "Газпром газораспределение Вологда" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем Управление письмом от 04.06.2019 N 2164 отказало в возбуждении в отношении АО "Газпром газораспределение Вологда" дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным отказом УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной статье необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, а также совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц, в том числе неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность субъектов по транспортировке газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Статьей 23 Закона N 135-ФЗ предусмотрены полномочия антимонопольного органа при обеспечении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1); проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 11 части 1).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 44 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела (пункт 2 части 9 статьи 44 Закона N 135-ФЗ).
Судами двух инстанций установлено, что гражданка Эман Е.А. обратилась в АО "Газпром газораспределение Вологда" с заявкой на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (от 27.10.2017 вх. N ВП-00019313), в которой просила подключить к сети газораспределения двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, Семенковское сельское поселение, дер. Алексино (земельный участок с кадастровым номером 35:25:0506038:926).
С данной заявкой Эман Е.А. представила адресату согласие ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" на подключение указанного потребителя к газораспределительной сети, принадлежащей Обществу на праве собственности и расположенной по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, дер. Алексино, выданное 27.07.2017.
По результатам рассмотрения указанного обращения АО "Газпром газораспределение Вологда" заключило Договор и выдало Эман Е.А. технические условия от 10.11.2017 N 4/00629-3.
Названные действия АО "Газпром газораспределение Вологда" расценены УФАС и судами как соответствующие нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Отклоняя доводы Общества о наличии в действиях АО "Газпром газораспределение Вологда" признаков злоупотребления доминирующим положением, повлекшее ограничение конкуренции или ущемление прав других лиц, в том числе неопределенного круга потребителей, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В силу статьи 7 Закона N 69-ФЗ организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, ГРО - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. ГРО может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Под заявителем понимается юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности; исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 названных Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов; основной абонент - это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
Под точкой подключения понимается место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя; под фактическим присоединением понимается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контракт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Таким образом, подключение объекта капитального строительства к сети газопотребления производится по процедуре направления заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) либо путем подачи заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В силу положений пунктов 64, 65, 66, 67, 68, 69 и 71 Правил N 1314 заявитель направляет исполнителю заявку, содержащую необходимые сведения, к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагается в числе прочего согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 названных Правил.
Согласно пункту 34 Правил N 1314 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае, если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
Следовательно, исполнителем услуги подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является организация, которая не только владеет на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя, но и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
При этом юридическое лицо, владеющее объектом сети газораспределения, но не оказывающее услуги по транспортировке газа, признается в силу Правил N 1314 основным абонентом в рассматриваемых правоотношениях.
На основании пунктов 73(1) и 74 Правил N 1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 названных Правил. При представлении заявителем в полном объеме сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Таким образом, как правильно указали суды, в данном случае у АО "Газпром газораспределение Вологда" не имелось оснований для отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, поскольку техническая возможность подключения на момент обращения заявителя существовала, согласие собственника газораспределительной сети было предоставлено с заявкой о технологическом присоединении.
Доказательств нарушения АО "Газпром газораспределение Вологда" каких-либо иных условий пункта 34 Правил N 1314 на момент рассмотрения заявки, выдачи технических условий и заключения Договора с Эман Е.А. материалы дела также не содержат.
Кроме того, как верно отмечено судами, договор на оказание услуг по транспортировке газа в транзитном потоке населению на коммунально-бытовые нужды от 01.12.2017 N 1/2017, по условиям которого ООО "Газпром газораспределение Вологда" (поставщик) приняло на себя обязательства передавать Обществу (ГРО) газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд абонентов Вологодской области, а Общество - оказывать услуги по транспортировке газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям, находящимся в собственности или на других законных основаниях у ГРО, заключен только 01.12.2017, то есть после подачи Эман Е.А. в адрес третьего лица заявки (27.10.2017) и заключения с ней Договора (20.11.2017).
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по делу N А13-13191/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.