06 ноября 2020 г. |
Дело N А21-13019/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 03.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А21-13019/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "город Калининград", адрес: 236022, Калининград, Нарвская ул., д. 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Дм. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 16.08.2019 N ЖК-2/2001/19-5328/9/ГНИ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК Теплосервис", адрес: Калининград, ул. Тобольская, д. 6А; ОГРН 1143926021315; ИНН 3906327882 (далее - ООО "УК Теплосервис").
Решением суда первой инстанции от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, с целью проверки доводов обращения заявителя по вопросу неразмещения Предприятием в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) на сайте dom.gosuslugi.ru информации о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, расположенного в многоквартирном доме (МКД) N 86 по ул. У.Громовой в г. Калининграде, Министерством был издан приказ от 17.07.2019 N ЖК4001/пр о проведении внеплановой проверки.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом от 09.08.2019 ЖК1/4001/ГНИ/19-5328/9 (далее - Акт) зафиксированы нарушения положений:
- п. 23, п. 42 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ);
- п. 3.2 (п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3) раздела 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации; поставщиками информации: в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016.
Предприятию выдано предписание от 16.08.2019 N ЖК-2/2001/19-5328/9/ГНИ по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, которым заявителю предписывалось разместить в системе ГИС ЖКХ на сайте dom.gosuslugi.ru информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, расположенного в МКД N 86 по ул. У.Громовой в г. Калининграде в соответствии с требованиями, установленными п. 3.2 (п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3) раздела 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016. Срок исполнения 30.09.2019.
Не согласившись с данным предписанием, Предприятие оспорило его в арбитражном суде. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. С чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права. (п.2 ч.1 ст.287 АПК РФ).
ГИС ЖКХ - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ).
Вторым принципом формирования и функционирования ГИС ЖКХ является однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой (статья 4 Закона N 209-ФЗ).
Часть 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ содержит перечень информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ.
В оспариваемом предписании Предприятию вменено нарушение пунктов 23 и 42 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ.
Согласно пунктам 23, 42 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ в системе должна размещаться:
информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг;
иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 209-ФЗ субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Права и обязанности участников информационного взаимодействия определены в статье 7 Закона N 209-ФЗ.
Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 19 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений обязанность по размещению информации, предусмотренной пунктом 23 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ закреплена за лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Соответствующая обязанность у лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, не предусмотрена.
Судами установлено, что Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставки ресурсов (тепловой энергии), необходимых для предоставления соответствующих коммунальных услуг в многоквартирном доме N 86 по ул. У.Громовой в г. Калининграде.
Следовательно, у Инспекции отсутствовали законные основания для вменения Предприятию, как ресурсоснабжающей организации, нарушение положений пункта 23 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ.
В силу статьи 3 Закона N 209-ФЗ правовой основой создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают, в том числе порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в ГИС ЖКХ (пунктом 2 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ установлены Приказом Минкомсвязи России от 29.02.2016 N 74, Минстроя России N 114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр).
Раздел 8 Приказа N 74/114/пр содержит информацию, подлежащую размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома.
В состав размещаемой пунктом 3.2 раздела 8 N 74/114/пр включена информация о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета: дата снятия показаний прибора учета (подпункт 3.2.1); показания коллективного (общедомового) прибора учета (в том числе дифференцированно по зонам суток, или объем потребленного коммунального ресурса при наличии технической возможности коллективного (общедомового) прибора учета автоматически рассчитывать потребляемый объем ресурса) (подпункт 3.2.2); объем потребленного коммунального ресурса, используемый при начислении (подпункт 3.2.3). Срок и периодичность размещения информации - ежемесячно, в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила N 354).
Пункт 2 Правил определяет понятия, используемые в данном нормативном правовом акте.
Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац седьмой пункта 2 Правил N 354).
Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В абзаце восьмом пункта 2 дано понятие "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу пунктов "е", "р" пункта 31 Правил N 354 обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на исполнителе.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354).
Системное толкование положений Закона N 209-ФЗ (пункт 23 части 1 статьи 6, пункты 18 и 19 статьи 7), пунктов 2, 8, 31 Правил N 354, пункта 3.2 раздела 8 Приказа N 74/114/пр, позволяет сделать вывод о том, что обязанность по размещению в ГИС ЖКХ спорной информации о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета возлагается на ресурсоснабжающие организации, которые являются исполнителями коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае Предприятие не является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению в МКД N 86 по ул. У.Громовой в г. Калининграде, так как данный дом находится в управлении ООО "УК Теплосервис", что подтверждается материалами дела, в том числе вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2019 по делу N А21-12602/2019.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у Предприятия обязанности по размещению в ГИС ЖКХ спорной информации является ошибочным. Судебные акты подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А21-13019/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 16.08.2019 N ЖК-2/2001/19-5328/9/ГНИ.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.