09 ноября 2020 г. |
Дело N А66-2792/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Толкунов В.М.,
рассмотрев 09.11.2020 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по делу N А66-2792/2020,
УСТАНОВИЛ:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор, адрес: 172730, Тверская обл., г. Осташков, Рабочая ул., д. 9 (далее - Прокурор), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника", адрес: 172356, Тверская обл., Ржевский р-н, территория спецтехника, ОГРН 1066914026255, ИНН 6914012497 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.04.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2020, Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом судов о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку никакие права в отношении спорного объекта размещения отходов ему не передавались, прав на земельный участок под размещение отходов у Общества не имеется, доказательства получения дохода от спорного вида деятельности Обществом, являющимся лишь агентом, отсутствуют, сопутствующая деятельность по обслуживанию объекта (охрана, уборка, пересыпка отходов и т.п.) лицензированию не подлежит. Общество предоставляет проезд транспорта и проход на свалку через свой земельный участок, обеспечивает возможность размещения (складирования) отходов третьими лицами на основании договоров, заключенных ими и обществом с ограниченной ответственностью "Полигон".
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 24.01.2020 N 1 проведена проверка исполнения Обществом законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в том числе земельного законодательства, при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером 69:27:0000019:230 (Тверская обл., Ржевский р-н, сельское поселение "Победа", площадью 59 529 кв. м +/- 1.71 кв м) в целях обслуживания объекта размещения отходов.
В ходе проверки установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 19.10.2018 N 2268 муниципальное образование "Ржевский район" Тверской области передало в аренду Обществу земельный участок с кадастровым номером 69:27:0000019:230, расположенный по адресу: Тверская обл., Ржевский р-н, с/п "Победа", примерно 3100 по направлению на северо-запад от ориентира п. Победа, для строительства полигона по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов.
В этот же день, 19.12.2018, Обществом с ООО "Полигон" заключен договор уступки права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды земельного участка от 19.10.2018 N 2268.
Далее ООО "Полигон" заключило с Обществом договор от 29.12.2018 N РЖ1 на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:27:0000019:230 (далее - Объект), согласно которому Общество оказывает комплекс услуг, в том числе круглосуточно осуществляет прием, размещение (хранение и/или захоронение) и раздельный учет отходов, доставленных на объект, на основании заключенных договоров на оказание услуг по сбору, обработке и размещению (хранении и/или захоронению) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления (далее - Договор).
Также Обществом и ООО "Полигон" заключен агентский договор от 29.12.2019 N 1А/РЖ1, в соответствии с которым Общество от имени ООО "Полигон" заключает договоры на оказание услуг по сбору, обработке, размещению (хранению и/или захоронению) отходов производства и потребления.
Проведенным 28.01.2020 филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" в городе Ржеве осмотром объекта размещения отходов установлено, что в нарушение требований земельного законодательства Общество для размещения отходов также использует спорный земельный участок.
За 2019 год Обществом на Объекте принято и размещено 155 696,23 куб.м отходов, по состоянию на 28.01.2020 согласно журналу учета, находившегося на Объекте, размещение отходов продолжается.
По результатам анализа вышеперечисленных документов Прокурор пришел к выводу, что Обществом осуществляется фактическая деятельность по размещению отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов на Объекте в отсутствие соответствующей лицензии.
В связи с выявленными признаками нарушения Прокурором в отношении Общества вынесено постановление от 17.02.2020 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процедурных нарушений, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в силу пункта 30 части 1 статьи 12 названного Закона относится к лицензируемым видам деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В рассматриваемом случае на основе материалов дела судами установлено фактическое осуществление Обществом деятельности по размещению отходов на Объекте.
Довод Общества о том, что дополнительным соглашением от 01.10.2019 фактически изменен предмет Договора, был правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку в результате изменения формулировки предмета договора, объем обязанностей Общества, по сути, не уменьшился.
Исходя из подпункта "г" пункта 1.1 Договора, действующего в редакции дополнительного соглашения от 01.10.2019, на Общество возложена обязанность обеспечить на Объекте круглосуточный прием, размещение с целью хранения и/или захоронения отходов, доставленных на основании договоров, перечисленных в этом же подпункте.
Пунктом 2.19 указанного Договора, действующим в редакции дополнительного соглашения от 01.10.2019, Общество обязано при размещении отходов обеспечить размещение отходов исключительно в границах земельного участка, отведенного для размещения объекта, не допуская попадания размещенных отходов на соседние земельные участки.
В соответствии с агентским договором от 29.12.2019 N 1А/РЖ1 Общество от имени ООО "Полигон" заключает договоры на оказание услуг по сбору, обработке, размещению (хранению и/или захоронению) отходов производства и потребления.
Таким образом, по Договору и агентскому договору от 29.12.2019 N 1А/РЖ1 ООО "Полигон" возложило на Общество обязанности по выполнению всего комплекса мероприятий по приему и размещению отходов на Объекте размещения отходов.
Материалами дела подтверждается, что Общество заключило от имени ООО "Полигон" договоры на оказание услуг по сбору, обработке и размещению отходов, осуществляет круглосуточный прием и учет отходов, осуществляет контроль за распределением отходов на рабочих картах полигона, обязано при размещении отходов обеспечить соблюдение границ земельного участка и выполнение противопожарных мероприятий.
Вместе с тем лицензия, дающая право на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности, у Общества отсутствует.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Принимая во внимание изложенное, с учетом части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о доказанности в деяниях Общества виновности и состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Назначенная судом первой инстанции мера наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. отвечает принципам соразмерности, справедливости, индивидуализации и целям административного наказания.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по делу N А66-2792/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника" - без удовлетворения.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.