09 ноября 2020 г. |
Дело N А56-132569/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 09.11.2020 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020 по делу N А56-132569/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, адрес: 195253, Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 60/2, лит. А, ОГРН 1027804183219, ИНН 7806128866 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Деревообрабатывающий завод N 2", адрес: 195248, Санкт-Петербург, Бокситогорская ул., д. 9, ОГРН 1027804177323, ИНН 7830000271 (далее - Общество), о взыскании 146 956 руб. 06 коп. ущерба в виде излишне уплаченной пенсии, осуществленной по причине несвоевременного представления индивидуальных сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2020, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части решения, с Общества в пользу Фонда взыскано 146 956 руб. 06 коп. убытков, а также в доход федерального бюджета 5409 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 13.05.2020 решение от 18.02.2020 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление от 13.05.2020 и оставить в силе решение от 18.02.2020. Податель жалобы настаивает на том, что переплата пенсии возникла по причине непредставления Обществом в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года. Так, Фонд отмечает, что сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" в отношении застрахованных лиц за январь 2017 года представлены страхователем только 04.10.2018, что повлекло неправомерную выплату им пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба. Кроме того, податель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на опечатки в мотивировочной части апелляционного постановления в части указания суммы ущерба. Также Фонд указывает, что 5111 руб. 76 коп. были выплачена непосредственно работником Беловым В.А., а не Обществом. По мнению подателя жалобы, поскольку суд не учел переплату пенсии другим работникам в апреле 2017 года, вывод суда об оплате Обществом суммы иска за апрель 2017 года является неправильным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 04.10.2018 Общество представило в Фонд отчетность по форме СЗВ-М о факте работы в январе 2017 года застрахованных лиц, в том числе Берцан Александра Борисовича, Губанова Александра Петровича, Зайцева Владимира Михайловича, Насыровой Галины Хасановны, Пряхиной Ольги Павловны, Терпугова Виктора Борисовича, Филиппова Бориса Николаевича, которые являются получателями страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Фонд посчитал, что несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату данным застрахованным лицам пенсии в завышенном размере в период 01.04.2017 по 31.10.2018 в размере 146 956 руб. 06 коп., поэтому письмом от 04.03.2019 N 03-1026 уведомил страхователя о возникшем ущербе и потребовал возместить убытки. Оставление Обществом претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Фондом требования в полном объеме.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Принимая такое решение, суд исходил из недоказанности причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и действиями страхователя по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2017 года. Суд указал, что за исключением января 2017 года, за последующие периоды Общество представило в Фонд сведения относительно третьих лиц, как работающих пенсионерах, в установленные сроки.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при обращении с иском о взыскании убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности лице.
В силу пункта 1 статьи 26.1 N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частей 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 названного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном согласно названного законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 указанного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 данного закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, установленном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Исходя из указанных выше норм, в случае если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и, соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии согласно части 10 статьи 18 названного закона, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 указанной статьи).
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Законом N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба, если к возникновению ущерба привели его виновные действия.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
На основании части 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом приведенных норм права, на страхователя возложена обязанность возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством, в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренные частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовым договорам или заключивших договоры гражданско-правового характера.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, в частности в отношении спорных лиц (Берцан А.Б., Губанова А.П., Зайцева В.М., Насыровой Г.Х., Пряхиной О.П., Терпугова В.Б. и Филиппова Б.Н.) были представлены Обществом с нарушением срока - 04.10.2018. В связи с отсутствием сведений на указанных лиц за январь 2017 года Фондом в марте 2017 года принято решение о выплате вышеуказанным лицам пенсии с индексацией и за период с 01.04.2017 по 31.10.2018 излишне выплачено 146 956 руб. 06 коп.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто Фондом, что сведения на застрахованных лиц, в том числе в отношении спорных лиц, за февраль 2017 года и последующие периоды Общество представляло в Фонд в установленный законом срок. Следовательно, на момент принятия решения об индексации пенсии Фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионерами трудовой деятельности.
При таком положении Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Однако, после получения от Общества сведений за февраль 2017 года, из которых усматривалось, что оснований для выплаты индексации не имелось, Фондом было принято решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу.
Таким образом, установленные апелляционным судом обстоятельства свидетельствуют, что фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.04.2017 по 31.10.2018 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н. Однако Фонд указанной возможностью не воспользовался.
На основании изложенных обстоятельств кассационная инстанция считает, что апелляционный суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с него убытков.
Изложенные в кассационной жалобе Фонда доводы относительно наличия опечаток в мотивировочной части обжалуемого постановления, в том числе в части указания суммы ущерба, не принимаются судом кассационной инстанции.
Исходя из того, что настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, обжалуемое постановление, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы Фонда не подтверждают существенных нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020 по делу N А56-132569/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.