17 ноября 2020 г. |
Дело N А05-1080/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Елагиной О.К., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мост-Т" Юшмакова А.Г. (доверенность от 09.11.2020), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Фомина И.А. (доверенность от 24.12.2018),
рассмотрев 10.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мост-Т" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по делу N А05-1080/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мост-Т", адрес: 163016, г. Архангельск, Ленинградский пр., д. 382, корп. 1, стр. 1, ОГРН 1032900018040, ИНН 2901115219 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 22.02.2019 N 3-039 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Жаровиха Северной железной дороги (далее - Договор) по абзацу первому параграфа 1, абзацам четвертому, пятому параграфа 5, пунктам 8.1, 8.2, абзацу первому пункта 8.3, пунктам 8.4, 8.5 параграфа 8, параграфам 9 (наименование), 10 (наименование), абзацу первому пункта 10.4 параграфа 10, пункту 10.5 параграфа 10, пунктам 12.1, 12.2 параграфа 12.
Решением суда от 29.02.2020 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.07.2020 решение суда первой инстанции от 29.02.2020 отменено. Абзац первый параграфа 1 был утвержден в следующей редакции: "В соответствии с федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 12 к железнодорожному пути необщего пользования N 3 Архангельской дистанции пути к ОАО "Архангельский речной порт", который примыкает стрелочным переводом N 41 к станции Жаровиха, локомотивом "Перевозчика".
Абзацы четвертый, пятый параграфа 5 изложены в редакции: "О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования Владельца или об окончании погрузки, выгрузки и готовности к уборке всех одновременно поданных к местам погрузки, выгрузки вагонов Владелец уведомляет Перевозчика по телефону 67-26-32 с указанием номеров вагонов, груженый или порожний, с предоставлением электронного уведомления, оформленного в АС ЭТРАН с применением электронной подписи (при наличии договора об электронном обмене данными), или с предоставлением письменного подтверждения не позднее, чем через два часа после окончания грузовой операции (при отсутствии договора об электронном обмене данными).
Подтверждением готовности вагонов к возврату является:"
пункт 8.1 в редакции: "Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения Перевозчиком от Владельца уведомления о готовности всей одновременно поданной партии вагонов к уборке"
пункт 8.2 в редакции: "В случае обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о неготовности вагонов к уборке, Перевозчик оформляет акт общей формы на задержку вагонов на железнодорожном пути необщего пользования по причине, не зависящей от Перевозчика, в связи с неготовностью вагонов к уборке. Ответственность за время задержки вагонов на железнодорожном пути необщего пользования несет Владелец;
абзац первый пункта 8.3 в редакции: "В случае прибытия вагонов в количестве, превышающем вместимость мест погрузки, выгрузки, все оставшиеся на железнодорожных путях станции вагоны зачисляются на ответственность Владельца через установленное технологическое время";
пункт 8.4 в редакции: "В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на железнодорожные пути необщего пользования в связи с занятостью мест погрузки, выгрузки вагонами, не готовыми к уборке, по причинам, не зависящим от Перевозчика, ответственность за задержку несет Владелец";
пункт 8.5 в редакции: "В случае задержки порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от их принадлежности, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от Перевозчика, ответственность за задержку несет Владелец";
параграф 9 в редакции: "Владелец уплачивает Перевозчику";
параграф 10 в редакции: "Порядок расчетов:";
абзац первый пункта 10.4 в редакции: "Владелец обеспечивает подписание первичных документов:";
пункт 10.5 в редакции: "Владелец обеспечивает подписание ведомостей подачи и уборки вагонов и накопительных ведомостей формы ФДУ-92ВЦ, оформленных на бумажном носителе или согласование ЭЦП в АС ЭТРАН не позднее 2-х (двух) суток с момента их предоставления (оформления в АС ЭТРАН) Перевозчиком;
пункт 12.1 в редакции: "Погрузка грузов в вагоны и выгрузка грузов из вагонов Владельцем производятся с соблюдением требований ГОСТа 22235-2010. При повреждении предоставленных Перевозчиком Владельцу вагонов, ремонт поврежденных вагонов, их узлов и деталей осуществляется Перевозчиком. Владелец несет ответственность за сохранность вагонов, направляемых под погрузку, выгрузку грузов на железнодорожный путь необщего пользования, а также возмещает Перевозчику расходы на ремонт вагонов, их узлов и деталей, поврежденных при нахождении на железнодорожных путях необщего пользования";
пункт 12.2 в редакции: "Владелец обязуется производить погрузку, выгрузку грузов во все дни недели, включая выходные и праздничные дни, круглосуточно.".
Общество, не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит его отменить и передать на новое рассмотрение в апелляционный суд.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанций неверно определил статус Общества как грузополучателя (грузоотправителя); в связи с пропуском ОАО "РЖД" срока на передачу спора на рассмотрение суда у последнего не было оснований для его принятия к производству, поскольку неопределенность во взаимоотношениях сторон отсутствовала; установление ежесуточной платы за пользование принадлежащим ОАО "РЖД" путями необщего пользования необоснованно.
В отзыве ОАО "РЖД" просит оставить обжалуемый судебный акт в силе по мотиву его обоснованности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Общество является владельцем пути необщего пользования протяженностью 1413,9 м на станции Жаровиха Северной железной дороги. ОАО "РЖД" (перевозчик) направило Обществу (владельцу) проект Договора, по ряду пунктов которого между сторонами возникли разногласия.
Как следует из протокола согласования разногласий от 04.06.2019, согласно которому по абзацу первому параграфа 1, абзацам четвертому, пятому параграфа 5, пунктам 8.1, 8.2, абзацу первому пункта 8.3, пунктам 8.4, 8.5 параграфа 8, параграфам 9 (наименование), 10 (наименование), абзацу первому пункта 10.4 параграфа 10, пункту 10.5 параграфа 10, пунктам 12.1, 12.2 параграфа 12 Договора стороны к единому мнению не пришли.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий по Договору, по спорным пунктам, предложив изложить в своей редакции спорные абзацы и пункты.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу статей 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30), ОАО "РЖД" пропустило установленный законом материальный срок, возможность восстановления которого действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем решением от 29.02.2020 в иске отказал.
Апелляционный суд, установив, что этот вывод суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, постановлением от 23.07.2020 отменил решение и урегулировал спор.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава и пункта 2 Постановления N 30 при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из статьи 64 Устава, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Таким образом, Общество являющееся владельцем инфраструктуры, свои взаимоотношения с иными лицами должно регулировать самостоятельно, либо с согласия ОАО "РЖД" заключать многосторонние договоры (пункт 2 Постановления N 30).
Абзацем 3 пункта 2 Постановления N 30 предусмотрено, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 установлен порядок, согласно которому проекты договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов разрабатываются и подписываются уполномоченным представителем перевозчика, направляются им на подпись владельцу, пользователю или контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, который подписывает проект полученного договора и возвращает его перевозчику в месячный срок.
При наличии возражений по условиям Договора, наряду с подписанием проекта договора владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования составляет протокол разногласий и направляет его перевозчику. Наличие разногласий оговаривается в договоре.
Перевозчик в течение месяца с даты получения протокола разногласий рассматривает его. О дате совместного рассмотрения разногласий перевозчик должен известить владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования.
При недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении N 30, если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение арбитражного суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
Сроки, в течение которых оставшиеся неурегулированными разногласия по упомянутым договорам могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда, Уставом не предусмотрены.
В случае, когда заключение договора для обеих сторон является обязательным и между ними возник спор об урегулировании разногласий по такому договору, суд обязан внести определенность в правоотношения сторон и установить условия, не урегулированные сторонами в досудебном порядке.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, рассмотрел спор по существу и с учетом наличия Общества статуса владельца пути необщего пользования использовал надлежащие наименования участников процесса железнодорожной перевозки в Договоре.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством. При этом услуга по предоставлению в пользование принадлежащего ОАО "РЖД" железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов не включена в этот Перечень.
Согласно статье 63 Устава владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. Использование путей необщего пользования предусматривает обязательность оплаты такого пользования.
В силу части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Поскольку размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику, законодательно не определен, размер такой платы устанавливается в договорах на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования исходя из Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 1 Временного порядка, ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов определяется за развернутую длину этого пути по ставке, установленной за 1 км в сутки.
Плата, предусмотренная в Договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по Договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
Таким образом, согласование в Договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Общество, ранее в судах не ссылалось на необоснованность размера взимаемой с него платы, не указывало на крайнюю невыгодность спорного условия Договора, который было бы вынуждено заключить вследствие тяжелых обстоятельств, либо иные обстоятельства, свидетельствующие о явной обременительности этого условия. Незаконность исключения условия об определении такой платы, на чем настаивает Общество, вытекает из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127.
Доказательств, свидетельствующих о невыгодности условий параграфа 9 в предложенной ОАО "РЖД" редакции, Обществом не представлено, ходатайства о проведении экспертизы установления спорной цены в суде не заявлено (статьи 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, апелляционным судом установлены на основании представленных сторонами доказательств. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, повлечь безусловную его отмену (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по делу N А05-1080/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мост-Т" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.