17 ноября 2020 г. |
Дело N А21-13062/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" Фролова А.В. (доверенность от 11.03.2020),
рассмотрев 16.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А21-13062/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис", адрес: 236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, пом. 10, ОГРН 1143926018565, ИНН 3906325902 (далее - ООО "ЖЭУ 7 Сервис", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), с заявлением о признании недействительными предписаний от 15.03.2019 N ЖК-2/590/21376-вх/ГНИ и от 08.08.2019 N ЖК-2/1923/21376-вх/ИЮС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (далее - ГП КО "Водоканал", третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 03.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, ООО "ЖЭУ 7 Сервис" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что оснащение многоквартирного дома соответствующими узлами учета в обязанности управляющей организации не входит. По мнению подателя жалобы, в силу закона обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещения, а в случае, если собственники помещений в МКД не обеспечили в установленный срок оснащение МКД приборами учета, действия по оснащению приборами учета соответствующих коммунальных ресурсов обязаны совершить организации, осуществляющие снабжение данного дома соответствующим видом коммунального ресурса.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ГП КО "Водоканал" от 26.11.2018 приказом Министерства от 31.01.2019 N 443/пр назначено проведение внеплановой документарной проверки ООО "ЖЭУ 7 Сервис" по вопросу соблюдения обязательных требований или требований, установленных нормативно-правовыми актами.
В ходе проверки Министерством установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4 части 1 статьи 193, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ООО "ЖЭУ 7 Сервис" не обеспечено введение в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения в обслуживаемых многоквартирных домах (далее - МКД).
По результатам проверки Министерством оформлен акт от 04.03.2019 N ЖК1/443/ГНИ/21376-вх и выдано ООО "ЖЭУ 7 Сервис" предписание от 15.03.2019 N ЖК-2/590/21376-вх/ГНИ, обязывающее в срок до 30.05.2019 обеспечить введение в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения в МКД.
В ходе проведения повторной проверки на основании приказа от 20.06.2019 N ЖК-3455/пр Министерством установлено, что Общество ранее выданное предписание в полном объеме не исполнило.
По итогам проверки Министерство выдало ООО "ЖЭУ 7 Сервис" повторное предписание от 08.08.2019 N ЖК-2/1923/21376-вх/ИЮС.
Не согласившись с предписаниями от 15.03.2019 N ЖК-2/590/21376-вх/ГНИ и от 08.08.2019 N ЖК-2/1923/21376-вх/ИЮС, ООО "ЖЭУ 7 Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 161, 162 ЖК РФ, частями 1, 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, Правилами N 491 и исходил из наличия у Общества как у управляющей организации обязанности принять все необходимые меры по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета потребляемого энергетического ресурса.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
ООО "ЖЭУ 7 Сервис" на основании лицензии от 21.04.2015 N 43 осуществляет управление следующими многоквартирными домами: по ул. Сергеева д. 23-29, 51-57, по Пролетарской ул. д. 1-5, 7-13, 15-17, 19-21, 23-27, по Минской ул. д. 9-15, 10-16, по ул. Рокоссовского д. 17, по ул. Подп. Иванникова д. 1А-1Б, 10-12, по ул. Генерала Соммера д. 13, 15-21, 24-30, 46-56, по Космической ул. д. 10-20, 22-36, по Театральной ул. д. 33а-33б, по Ленинскому пр-ту д. 6-8, 8а-8б, 13-15, 17-19, 17а-23а, 21-25, 65а-67а, 71а-73а, 75-77в, 79-79б, по Ленинскому пр-ту д. 27-31/Ген. Соммера 1-7, по Университетской ул. д. 4-10, по Ленинскому пр-ту 35-37/Ген. Соммера 2-4, по Московскому пр-ту д. 1-3, по ул. Черняховского 6а-12а/Подп. Иванникова 9-13, по Житомирской ул. 2-4, по Барнаульской ул. д. 1-3, по ул. Генерала Галицкого д. 1-3, 2-4, 19-25, по ул. Черняховского д. 20-24, 58-62, 66-68, 70-72, 74-74б, 78 на основании договоров управления.
По результатам проверочных мероприятий Министерством установлено, что ООО "ЖЭУ 7 Сервис" не обеспечило введение в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения в МКД.
Отклоняя доводы Общества об отсутствии у управляющей компании обязанности по установке общедомовых приборов учета суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
На основании части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно части 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества включает, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункты "и", "к" пункта 11 Правил N 491).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13. Закона N 261-ФЗ).
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
С учетом вышеприведенного правового регулирования суды обоснованно указали, что ООО "ЖЭУ 7 Сервис" независимо от действий собственников многоквартирного дома, являясь лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов и установку в них приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
При этом данные работы обязательны в силу прямого указания закона, они должны быть осуществлены ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Доводы подателя жалобы о том, что действия по оснащению многоквартирного дома приборами учета и вводу в эксплуатацию данных приборов учета должны быть полностью возложены на ресурсоснабжающую организацию, суды первой и апелляционной инстанций отклонили как противоречащие нормам действующего законодательства.
Более того, Общество приступило к управлению спорными МКД и исполнению обязанностей по содержанию общего имущества жилого дома в период с апреля 2015 года, проверки надзорным органом проведены в феврале и июле 2019 года. Соответственно, у Общества имелась объективная возможность установить факт наличия (отсутствия) приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах, в том числе посредством проведения периодических осмотров общего имущества домов, урегулировать вопрос относительно ввода их в эксплуатацию.
В части МКД установленные приборы учета ранее уже вводились в эксплуатацию, однако Общество не принимало мер к периодической их поверке, обеспечению нахождения приборов учета в исправном состоянии.
В подтверждение доводов об отсутствии общедомовых приборов учета ООО "ЖЭУ 7 Сервис" представило акты обследования от 29.11.2019, признанные судами недопустимыми доказательствами со ссылкой на положения пунктов 47, 50 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, ввиду непредставления доказательств того, что со стороны управляющей компании соблюдена процедура демонтажа приборов учета, а также подтверждение направления в адрес ресурсоснабжающей организации уведомлений о неисправности, некорректной работы приборов учета.
Суды также мотивированно отклонили довод Общества о том, что согласно актам обследования в МКД отсутствует возможность установки коллективных приборов учета, ввиду необходимости капитального ремонта внутридомовой системы холодного водоснабжения, эксплуатируемой в течение большого количества лет и находящейся в предельном состоянии (критическом), как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Также суды верно отметили, что об отсутствии технической возможности для установки приборов учета составляется акт с участием представителей ресурсоснабжающей организации.
При изложенных обстоятельствах Министерство правомерно указало Обществу в оспариваемом предписании от 08.08.2019 N ЖК-2/1913/21376-вх/ИЮС на необходимость обеспечить введение в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения в МКД.
Установив, что оспариваемое предписание не противоречит положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы Общества, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали ООО "ЖЭУ 7 Сервис" в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки доводам жалобы, суды обоснованно указали на пропуск ООО "ЖЭУ 7 Сервис" установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на оспаривание предписания от 15.03.2019 N ЖК-2/590/21376-вх/ГНИ, признав несостоятельными доводы об уважительности причин пропуска срока.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А21-13062/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 7 Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.