19 ноября 2020 г. |
Дело N А21-2026/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" Уруджева Д.А. (доверенность от 03.03.2020 N 066-АК20), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першиной З.Н. (доверенность от 01.09.2020),
рассмотрев 19.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2020 по делу N А21-2026/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ", адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 10, пом. 19, оф. 518А, ОГРН 1028600589214, ИНН 8602142790 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, адрес: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Геологическая ул., д. 2, ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058 (далее - Инспекция), от 08.02.2019 N 1903900017200002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 54 769 857 руб. 26 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.05.2019 постановление Инспекции признано незаконным и отменено в части назначения Обществу штрафа в размере, превышающем 27 384 928 руб. 63 коп.
Постановлением апелляционного суда от 01.07.2020 решение от 07.05.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа по делам N А21-3908/2019, А21-2027/2019, просит отменить постановление от 01.07.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 07.05.2019.
По мнению подателя жалобы, доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которое оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Налоговый орган полагает, что по итогам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции пришел к неосновательному выводу, что оплата Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) на счет в банке "Banca Popalare di Vicenza" транспортных услуг обусловлена положениями чартерных соглашений. По мнению подателя жалобы, содержание чартерных соглашений свидетельствует, что Общество самостоятельно предоставило банковские реквизиты для оплаты оказанных услуг и имело возможность заключения чартерных соглашений в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Инспекция указывает, что размещенный на официальном сайте ООН шаблон чартерного соглашения содержит пустые поля для внесения реквизитов для оплаты, которые предоставляются перевозчиком. Также Инспекция считает несостоятельным утверждение суда о том, что в связи с оказанием гуманитарной помощи в неблагоприятных и экономически слабо развитых регионах расходы на оплату топлива, обслуживание воздушных судов, их стоянку, а также за трансфер экипажа и его размещение в гостинице Обществу приходилось нести в наличном порядке. Из выписки банка "Banca Popalare di Vicenza" не усматривается снятие наличных денежных средств. Общество действительно оплачивало эти расходы в наличной форме, однако средства выдавались подотчет командируемым с территории Российской Федерации сотрудникам со счетов, открытых в российских банках. При этом согласно отчету о движении денежных средств по счету, открытому в иностранном банке за I квартал 2017 года, только 67% выручки, полученной от ООН, перечислено на счет в банки Российской Федерации, оставшиеся средства распределены на 2 иностранные компании, бенефициарным владельцем которых является руководитель Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Как указывает заявитель, Инспекцией вменено Обществу осуществление валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по операциям, минуя счета в уполномоченных банках. Однако Законом N 173-ФЗ прямо предусмотрено право транспортных организаций, к которым относится Общество, не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту для целей, указанных в пункте 6 части 2 статьи 19 названного Закона. Общество утверждает, что в материалы дела им представлены документы, подтверждающие наличие указанных целей. Более того, Общество с 2009 года имеет поставленное на налоговый учет на территории Италии представительство, что подтверждается свидетельством о присвоении идентификационного номера налогоплательщику от 23.12.2009 N 95104940242. Также Общество обращает внимание на изменения, внесенные в статью 15.25 Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 218-ФЗ). При этом заявитель отмечает, что в рассматриваемом случае вся иностранная валюта, за исключением расходов по транспортной деятельности, поступила на счет в уполномоченном банке, что свидетельствует об отсутствии объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В суд кассационной инстанции от Инспекции 19.10.2020 поступило постановление от 15.10.2020 N 1903900017200003 о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 08.02.2019 N 1903900017200002. Указанным постановлением прекращено исполнение оспариваемого постановления налогового органа в части суммы штрафных санкций в размере 50 849 584 руб. 83 коп.
В судебном заседании 22.10.2020 рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 19.11.2020.
Определением суда кассационной инстанции от 19.11.2020 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду болезни судья Васильева Е.С. замена на судью Лущаева С.В.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, оспоренным постановлением Инспекции заявитель привлечен к административной ответственности за совершение незаконной валютной операции, выразившейся в зачислении валютной выручки от нерезидента (ООН) на счет Общества, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке.
По мнению налогового органа, Общество при совершении такой валютной операции допустило нарушение части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых определяется Центральным банком Российской Федерации.
При этом Инспекция указала, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, была использована в целях оплаты расходов, не соответствующих условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
В связи с данными обстоятельствами налоговый орган вынес постановление от 08.02.2019 о назначении административного наказания N 1903900017200002, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 54 769 857 руб. 26 коп.
Не согласившись с постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако усмотрел основания для уменьшения размера штрафа до 27 384 928 руб. 63 коп. в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений Закона N 173-ФЗ использование валютных ценностей, к которым в том числе относится иностранная валюта, в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом Российской Федерации является валютной операцией.
В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.
При этом Законом N 173-ФЗ предусмотрено общее правило о том, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 14 названного Закона). Иными словами, зачисление денежных средств от нерезидентов на счета в зарубежных банках может осуществляться только в случаях, прямо предусмотренных Законом N 173-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Один из таких случаев определен в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ: при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, являющееся транспортной организацией, заключило с нерезидентом - ООН долгосрочные чартерные соглашения от 14.10.2014 N PD/C0177/14 и от 01.11.2016 N PD/C0197/16, предусматривающие оказание Обществом как перевозчиком автотранспортных услуг в связи миротворческой деятельностью ООН. По условиям соглашений оплата услуг производится ООН в долларах США посредством электронного перевода в банк "Banca Popolare di Vicenza", адрес: Filiale N 6 Battaglione Framarin 18 Vicenza, Italia, номер счета IT05G0572811801ES0770001857, тип счета: расчетный.
Во исполнение соглашения N PD/C0177/14 с 01.12.2016 по 31.12.2016 вертолетами МИ-8Т RA-06259 и МИ-8Т RA-06086 Общество оказало нерезиденту в связи с миротворческой деятельностью в Южном Судане авиатранспортные услуги на сумму 1 093 111,91 долларов США.
Во исполнение соглашения N PD/C0197/16 с 01.12.2016 по 31.12.2016 вертолетами МИ-8АМТ RA-22446 и МИ-8АМТ RA-22440 Общество оказало нерезиденту в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре авиатранспортные услуги на сумму 341 405,62 долларов США.
Согласно информационному письму банка "Banca Popolare di Vicenza" 09.02.2017 на расчетный счет N IT05G0572811801ES0770001857 в данном банке с удержанием банком расходов за перевод в размере 4,72 долларов США и комиссионных сборов в размере 921 доллара США совершена операция по зачислению от ООН платежа в размере 1 227 995,42 доллара США с назначением "часть оплаты REF-39-16, оплата REF-02-17/REF-01-17/REF-49-16/REF-48-16 PD/C0177/14 REF-04-17/REF-51-16/REF-50-16/REF-03-17 PD/C0197/16".
Как указала Инспекция, из выписки банка "Banca Popolare di Vicenza" за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 усматривается, что 09.02.2017 произведена операция по зачислению на счет Общества в неуполномоченном банке от нерезидента - ООН валютной выручки в сумме 1 227 069,70 долларов США по соглашениям N PD/C0177/14 и PD/C0197/16. По курсу Центрального Банка Российской Федерации на день оплаты (1 доллар США = 59,5129 руб.) размер выручки составил 73 026 476,3491 руб.
Сделав вывод, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, была использована в целях оплаты возникающих расходов, не соответствующих условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция указала, что Общество обязано было зачислить всю сумму денежных средств от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках. На основании данного обстоятельства налоговый орган признал, что Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции на сумму 1 227 069,70 долларов США (73 026 476,3491 руб.), минуя банковские счета в уполномоченных банках.
По итогам рассмотрения дела апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества вмененного ему налоговым органом состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая:
- куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки,
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации,
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В оспариваемом постановлении Инспекция вменила Обществу осуществление незаконной валютной операции ввиду зачисления валютной выручки, минуя счета Общества в уполномоченных банках. В качестве доказательства вмененного правонарушения Инспекция сослалась на проведенный анализ осуществленных Обществом расходных операций, которые признаны налоговым органом нецелевыми (осуществленными не в целях, указанных в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ).
Однако Общество как транспортная организация вправе была не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Сделав вывод, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый на территории иностранного государства в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, не была использована в целях оплаты возникающих расходов, соответствующих условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция в то же время не привлекла заявителя к ответственности за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Более того, судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 09.02.2017 и 13.02.2017 из поступивших 09.02.2017 на счет в банке "Banca Popolare di Vicenza" 1 227 069,70 долларов США Обществом было перечислено 200 174,42 и 650 511,81 долларов США на счет заявителя в уполномоченном банке.
Таким образом, в ситуации, если налоговый орган заявляет, что Общество как транспортная организация - резидент зачислила выручку, поступившую от нерезидента (ООН), минуя счет в уполномоченном банке не в целях оплаты расходов, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция должна была определить размер штрафа исходя из той суммы, которая израсходована нецелевым образом и не поступила на счет в уполномоченном банке.
Поскольку в ходе проверки Инспекцией не определена сумма валютной выручки, не зачисленной Обществом на счет в уполномоченном банке, апелляционный суд обоснованно указал на отсутствие у него возможности восполнить данный пробел и самостоятельно определить размер подлежащего уплате штрафа.
Разрешая спор, апелляционный суд также отметил, что оспариваемое постановление вынесено по результатам анализа выписки банка "Banca Popolare di Vicenza" за период с 01.01.2017 по 31.03.2017. Однако в указанном периоде Общество неоднократно получало валютные платежи от ООН, большая часть которых перечислялась на расчетный счет в российском уполномоченном банке. В отношении каждой поступившей от ООН суммы платежей Инспекцией возбуждено самостоятельное административное дело и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, без учета периодов зачисления.
Учитывая изложенное, в настоящем случае кассационная инстанция не усматривает оснований не согласиться с данной судом апелляционной инстанции оценкой представленным сторонами документам.
Представленное налоговым органом в суд кассационной инстанции постановление от 15.10.2020 N 1903900017200003 о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 08.02.2019 N 1903900017200002, не принимается судом кассационной инстанции в качестве доказательства правомерности привлечения Общества к административной ответственности.
Как указал налоговый орган в этом постановлении, ввиду принятия Закона N 218-ФЗ исполнение оспариваемого постановления сохраняется в сумме штрафных санкций, рассчитанных исходя из зачисленной валютной выручки на иностранный счет Общества и невозвращенной в Российскую Федерацию. В постановлении отражено, что Общество не возвратило в Российскую Федерацию денежные средства в сумме 87 830,20 долларов США, что эквивалентно 5 227 029,91 руб.
Между тем фактически постановление от 15.10.2020 N 1903900017200003 принято Инспекцией с целью изменения состава вмененного Обществу нарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а не в целях исполнения требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Инспекции сводятся к несогласию административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств, данной судом апелляционной инстанции, и направлены на иную их оценку, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального и процессуального права в данном случае применены апелляционным судом правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2020 по делу N А21-2026/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.