23 ноября 2020 г. |
Дело N А44-1396/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 23.11.2020 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А44-1396/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области, адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а, ОГРН 1195321006869, ИНН 5321201935 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к закрытому акционерному обществу "Гвардеец", адрес: 173502, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Подберезье, ОГРН 1025301389222, ИНН 5310002328 (далее - Общество), о взыскании 15 114 руб. излишне выплаченной суммы страховой пенсии.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение ими норм материального права, просит отменить решение от 25.05.2020 и постановление от 10.08.2020, принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, совокупность условий, необходимая для возложения на Общество мер ответственности в виде взыскания убытков доказана. Учреждение настаивает на том, что именно несвоевременное предоставление Обществом сведений СЗВ-М за январь 2019 года повлекло перерасход средств на выплату страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом ее повышения) за период с 01.01.2019 по 30.04.2019.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 15.03.2019 Общество представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетность по форме СЗВ-М о факте работы в январе 2019 года 242 застрахованных лиц, в том числе Клюкас Татьяны Витальевны, которая является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В связи с неполучением от Общества в установленный срок сведений Учреждением 20.03.2019 принято решение о выплате с 01.01.2019 Клюкас Т.В. пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. За период с 01.01.2019 по 30.04.2019 Клюкас Т.В. выплачена пенсия по старости в размере 20 918 руб. 92 коп. ежемесячно, как неработающему пенсионеру, вместо 17 140 руб. 42 коп.
Полагая, что в данном случае Клюкас Т.В. излишне выплачена пенсия за январь - апрель 2019 года, Учреждение направило Обществу уведомление от 23.07.2019 N 10-05а/676 о необходимости возместить переплату в размере 15 114 руб. в срок до 25.08.2019.
Поскольку Общество в добровольном порядке данное требование не удовлетворило, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска. Как указали суды, на момент принятия решения от 20.03.2019 о выплате пенсии с учетом индексации Общество уже представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения относительно Клюкас Т.В., как работающего пенсионера, как за январь, так и февраль 2019 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при обращении с иском о взыскании убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности лице.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частей 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 названного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном согласно названного законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 указанного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 данного закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, установленном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Исходя из указанных выше норм, в случае если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и, соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии согласно части 10 статьи 18 названного закона, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ) факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 указанной статьи).
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Законом N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба, если к возникновению ущерба привели его виновные действия.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
На основании части 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом приведенных норм права, на страхователя возложена обязанность возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством, в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренные частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовым договорам или заключивших договоры гражданско-правового характера.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, в том числе в отношении Клюкас Т.В., были представлены Обществом с нарушением срока - 15.03.2019. В связи с отсутствием сведений на данное лицо за январь 2017 года Учреждением 20.03.2019 принято решение о выплате Клюкса Т.В. пенсии с индексацией и за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 излишне выплачено 15 114 руб.
Между тем судами установлено, что на момент принятия решения об индексации пенсии Обществом уже были представления сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года, а также 11.03.2019 соответствующие сведения за февраль 2019 года.
При таком положении Учреждение не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Однако, после получения 11.03.2019 и 15.03.2019 от Общества сведений, из которых усматривалось, что оснований для выплаты индексации не имелось, Учреждением было принято решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу.
Таким образом, установленные судами обстоятельства свидетельствуют, что фактически Учреждение имело возможность не производить выплату индексации с 01.01.2019 по 30.04.2019 в силу положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н. Однако указанной возможностью не воспользовалось.
На основании изложенных обстоятельств кассационная инстанция считает, что суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с него убытков.
Изложенные в кассационной жалобе Учреждения доводы не опровергают вывод судов об отсутствии причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением Обществом сведений в отношении застрахованного лица Клюкас Т.В за январь 2019 года и причинением ущерба в виде излишних выплат работающему пенсионеру, произведенных по решению от 20.03.2019.
Исходя из того, что настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, обжалуемое постановление, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы Учреждения не подтверждают существенных нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А44-1396/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.