23 ноября 2020 г. |
Дело N А21-1266/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд строительства Синагоги в городе Калининграде" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А21-1266/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д.1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении некоммерческой организации "Фонд строительства Синагоги в городе Калининграде", адрес: 236029, Калининград, ул. Горького, д. 150А, ОГРН 1113900001104, ИНН 3906901786 (далее - Фонд, Организация) к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2020, заявление удовлетворено, Фонд привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 50 000 руб. штрафа.
В кассационной жалобе Фонд просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить, указывая на наличие возможности в рассматриваемом случае признать совершенное правонарушение малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ). В обоснование своей позиции ссылается на то, что Фонд является некоммерческой организацией и из своей деятельности не получает прибыль. Ввод в эксплуатацию построенного объекта затянулось в связи с длительным сбором необходимых документов.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерством на основании приказа от 28.10.2019 N СН-851/пр проведена выездная проверка Фонда, являющегося застройщиком объекта капитального строительства "Синагога по ул. Октябрьской в Московском районе г. Калининграда (централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма "Федерация еврейских общин России"), расположенного по адресу: Калининград, Октябрьская ул., д. 10, разрешение на строительство от 01.06.2015 N 39-RU39301000-122-2015.
По окончании проверки составлен акт от 21.11.2019 N СН-2/520, Фонду выдано предписание от 21.11.2019 N СН-2/520 об устранении нарушений (изложенных в 22 пунктах) при строительстве объекта капитального строительства со сроком выполнения до 23.12.2019.
На основании распоряжения от 25.12.2019 N СН-1060/пр Министерством в отношении Фонда инициирована проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания от 21.11.2019 N СН-2/520, по результатам которой установлено неисполнение пунктов 1 - 13, 18, 19, 21, 22 предписания от 21.11.2019 N СН-2/520 (отражено в акте проверки N СН-2/12 от 23.01.2020).
Усмотрев в действиях Фонда признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении от 28.01.2020 N 15.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ Министерство направило в арбитражный суд материалы административного дела для привлечения Фонда к административной ответственности согласно указанной квалификации.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили значимые контрольные (проверочные) и административные полномочия Министерства, установили обстоятельства дела, констатировав обязанность Фонда по выполнению требований оспариваемого предписания с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, положений Проектной документации строящегося объекта, а также наступление за неисполнение предписания административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным (статьи 2.9 КоАП РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, требованиям административного судопроизводства.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является государственный порядок управления в сфере исполнения в установленный срок законных предписаний уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении в срок законного предписания соответствующего органа, осуществляющего государственный строительный надзор.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из требований 206 АПК РФ и части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, противоправности невыполнения Фондом как застройщиком объекта капитального строительства "Синагога по ул. Октябрьской в Московском районе г. Калининграда (централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма "Федерация еврейских общин России") требований предписания, выданного по факту нарушения градостроительного законодательства и положений Проектной документации (раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздела 4 "Конструктивно и объемно-планировочные решения", раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений").
Совершение Фондом инкриминируемого ему деяния (невыполнение в установленный срок законного предписания надзорного органа) подтверждается материалами дела (предписанием от 21.11.2019 N СН-2/520, актом проверки от 23.01.2020 N СН-2/12, протоколом об административном правонарушении от 28.01.2020 N 45) и не оспаривалось им в рамках административного судопроизводства и в суде.
Виновность Фонда оценена судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вывод судов о виновности Фонда обусловлен наличием у него реальной возможности соблюсти предусмотренные законодателем нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, с учетом вероятных негативных последствий возведения и эксплуатации объекта, в том числе с нарушением требований проектной документации.
Назначенное Фонду административное наказание в виде 50 000 руб. штрафа (в минимальном размере санкции) отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Возможность признания правонарушения малозначительным обоснованно исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения. Как видно из предписания, Фондом не устранены нарушения, в том числе касающиеся соблюдения требований Проектной документации (пункты 1-3, 5-13, 21) и требований противопожарной безопасности (пункты 4 и 22), тогда как устранение названных нарушений необходимо не только для обеспечения безопасности строительных работ и построенного объекта, но находящихся в таком здании людей, поскольку возводимый объект является общественным зданием (объект на момент составления протокола уже эксплуатировался без соответствующего разрешения).
Указанный вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.
При изложенных обстоятельствах и доказательствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А21-1266/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд строительства Синагоги в городе Калининграде" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.