24 ноября 2020 г. |
Дело N А56-83372/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Сапонджян Е.В. (доверенность от 19.10.2020),
рассмотрев 24.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "БалтСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А56-83372/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "БалтСтрой" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 17, корп. 7; ОГРН 1027802497690; ИНН 7804079525; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Департамент), выражающегося в неосуществлении зачета и возврата платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с заявлениями, направленными письмом от 01.06.2017 N 08/018.И, а также о возложении на него обязанности произвести зачет 338 823 руб. 48 коп. излишне внесенной платы в счет авансового платежа за 1 квартал 2017 года и возврат излишне внесенной платы в размере 45 629 175 руб. 67 коп.
Определением суда от 04.09.2018 принято встречное исковое заявление Департамента о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 232 942 978 руб. 94 коп.
Определением суда от 17.12.2018 встречное исковое заявление Департамента оставлено без рассмотрения, поскольку должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2019, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.08.2019 указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 23.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.08.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 23.01.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 05.08.2020. По мнению подателя жалобы, заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Департамента просила в отказать в удовлетворении жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество платежным поручением от 20.04.2016 N 506 произвело оплату квартального авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2016 года в размере 47 323 239 руб. 05 коп.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, поданной Обществом в Департамент, размер платы составил 1 355 293 руб. 90 коп.
Сославшись на излишнее внесение платы за указанный период, Общество письмом от 01.06.2017 N 08/018.И направило в Департамент заявления о зачете 338 823 руб. 48 коп. в счет авансового платежа за 1 квартал 2017 года и возврате 45 629 175 руб. 67 коп.
Департамент, проверив правильность расчета Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с представленной декларацией за 2016 год, не усмотрев оснований для ее зачета и возврата, отклонил данные заявления письмом от 17.07.2017 N 04-28/8338.
Общество, полагая, что на стороне Департамента возникло неосновательное обогащение, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ; сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (пункт 3). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5).
Как предусмотрено статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ, контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1). Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату (пункт 2). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 N 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016), а постановлением от 03.03.2017 N 255 - Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016; далее - Правила N 255).
Согласно пункту 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения названной Федеральной службой соответствующего заявления.
В данном случае, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество платежным поручением от 20.04.2016 N 506 внесло квартальный авансовый платеж платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2016 года в размере 47 323 239 руб. 05 коп., а согласно представленной им в Департамент декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год размер платы составил 1 355 293 руб. 90 коп.
Исходя из того, что размер платы, указанный в декларации, подтверждается произведенным ООО "Эко-Экспресс-Сервис" расчетом платежей за замутнение и химическое загрязнение акватории за 2016 год, Общество сослалось на то, что излишне уплатило сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая, по его мнению, подлежат зачету и возврату.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 40 Правил N 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил N 255).
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
Согласно пункту 48 Правил N 255 в случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода. Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Департамент провел проверку представленной Обществом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в результате которой выявил в декларации ошибки, а также несоответствие представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы.
В связи с этим Департамент направил Обществу требование от 07.12.2017 N 04-28/14228 о представлении в течение 7 рабочих дней письменных возражений с обосновывающими документами. По его предварительному расчету у Общества образовалась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Поскольку требование о представлении пояснений в установленный срок Общество не исполнило, Департамент на основании пунктов 44 и 46 Правил N 255 составил акт проведения контроля от 26.01.2018 N 04-28/605 и выставил ему требование о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период в размере 232 942 978 руб. 94 коп.
Судами двух инстанций также установлено, что требование Департамента о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в установленном порядке не оспорено.
Ни при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, ни в кассационной жалобе Общество каких-либо доводов и возражений в отношении указанной в требовании суммы задолженности не заявило.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также исходя из того, что задолженность Общества, указанная в требовании Департамента, превышает сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченную, по мнению Общества, излишне, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии как неосновательного обогащения на стороне Департамента, так и оснований для удовлетворения заявленных требований. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А56-83372/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "БалтСтрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.