25 ноября 2020 г. |
Дело N А56-67670/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Центр безопасности "Охрана помещений" Помаскина А.А. (доверенность от 13.05.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Безопасности" Смирновой П.И. (доверенность от 17.11.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Полторецкого С.В. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 18.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Центр безопасности "Охрана помещений" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по делу N А56-67670/2019,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Центр безопасности "Охрана помещений", адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Привокзальная пл.. д. 6/2,11 ОГРН 1027809015266, ИНН 7820000314 (далее - ЗАО "ЦБОП", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, ОГРН 1089847323026, ИНН7840396953 (далее - УФАС, Управление) от 11.03.2019 по делу N 047/06/104-191/2019 об отказе во включении сведений относительно общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Безопасности", адрес: 196105, Санкт-Петербург, Свеаборгская ул., д.10, лит. А, оф.28, ОГРН 1187847238370, ИНН 7810737370 (далее - ООО "Стандарт безопасности", ООО "СБ") в реестр недобросовестных поставщиков.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Лужская межрайонная больница", адрес: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, Ленинградское шоссе, д.7 (далее - ГБУЗ "Лужская МБ", Учреждение) и ООО "Стандарт безопасности".
Решением суда от 26.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2020, ЗАО "ЦБОП отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ЗАО "ЦБОП" просит отменить судебные акты и удовлетворить его заявление, ссылаясь на неверное истолкование судами норм материального права, поскольку, по мнению подателя жалобы, исходя их буквального смысла статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ, Закон) сам факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий является достаточным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиком (далее - РНП, Реестр). Общество полагает ошибочными выводы суда от отсутствии оснований для включения сведений об исполнителе услуг (ООО "Стандарт безопасности") в Реестр, поскольку УФАС вынося оспариваемое решение, не проверило наличие у исполнителя квалифицированных сотрудников для выполнения работ.
Представители ГБУЗ "Лужская МБ", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ЗАО "ЦБОП" поддержал доводы жалобы, а представители УФАС и ООО "СБ" отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов аукциона от 19.11.2018) между ГБЗУ ЛО "Лужская МБ" (Заказчик) и ООО "Стандарт безопасности" (исполнитель) заключен контракт от 03.12.2018 N 0345300063918000253 на оказание услуг по обеспечению функционирования элементов системы передачи информации (далее - СПИ ЦАСПИ) в 2019 году (далее - Контракт).
В соответствии с условиями контракта исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению функционирования элементов СПИ ЦАСПИ для передачи извещений о пожарах в подразделения пожарной охраны, контролируя информационные потоки, с объектов, расположенных по адресам: 188230, Ленинградская область, г. Луга, Ленинградское шоссе, д. 11 (здание детской больницы), д. 7 (здание инфекционного отделения), д. 7 (здание родильного дома), д. 7 (здание хирургии); 188230, Ленинградская область, Лужский район, п. Толмачева, ул. Вокзальная, д. 1 (Толмачевская участковая больница); 188230, Ленинградская область, п. Вяжищи (дом сестринского ухода; 188230, Ленинградская область, Лужский район, п. Оредеж, ул. Комсомола, д. 6 (Оредежская участковая больница); 188230, Ленинградская область, Лужский район, п. Осьмино, ул. 1-го Мая, д. 37 (дом сестринского ухода), в соответствии с Перечнем элементов и услуг СПИ "ЦАСПИ" (Приложение N 1), а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
Сроки оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019 (пункт 2.1 контракта)
В соответствии с пунктом 4.4 контракта исполнитель обязан оказать услуги по обеспечению функционирования элементов СПИ ЦАСПИ, включая аренду линий связи, контроль передачи извещений, техническое обслуживание оборудования СПИ ЦАСПИ и мониторинг ложных извещений, формируемых объектовой пожарной сигнализацией, согласно Перечню (Приложение N 1), обеспечив надлежащее качество, в сроки, установленные контрактом.
При этом, в соответствии с пунктом 4.2 контракта в обязанности заказчика входит:
- обеспечивать соответствие автоматической пожарной сигнализации объекта нормативным требованиям в сфере пожарной безопасности;
- провести контрольную проверку работоспособности оборудования СПИ ЦАСПИ, установленного на объектах заказчика и прохождение сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны в течение 5 (пяти) дней после заключения Контракта.
Пунктом 9.6 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если
- Исполнитель в течение 10 дней после подписания контракта не приступил к оказанию услуг;
- отступления в оказанных услугах от условий контракта или иные недостатки в их результате в установленный заказчиком срок не были устранены Исполнителем либо являются существенными и неустранимыми;
- Исполнитель нарушил существенные условия контракта 2 и более раза.
ГБЗУ ЛО "Лужская МБ" принято решение от 25.01.2019 N 151-0198 об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 9.4 контракта в связи с тем, что ООО "Стандарт безопасности" не приступило к оказанию услуг по обеспечению функционирования элементов системы передачи информации СПИ "ЦАСПИ", в том числе не обеспечило функционирование элементов системы передачи информации СПИ "ЦАСПИ" о пожаре в пожарную часть, что является неисполнением условий Контракта.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ заказчик направил в УФАС сведения для включения сведений об ООО "СБ" в Реестр (вх. N 1480 от 22.02.2019).
По результатам рассмотрения указанного обращения УФАС вынесено решение от 11.03.2019 по делу N 047/06/104-191/2019 об отказе во включении в РНП сведений в отношении ООО "СБ".
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили значимую компетенцию УФАС, обстоятельства дела и указали наличие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения. Суды согласились с выводом УФАС об отсутствии в действиях общества признаков недобросовестности и, как следствие, оснований для включения его в РНП в качестве меры гражданско-правовой ответственности. Такая мера ответственности в рассматриваемой ситуации, по мнению судов, не адекватна существу допущенного обществом гражданского правонарушения - несвоевременного исполнения контрактных обязательств.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, для иной оценки существа спорных правоотношений.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают положениям Закона N 44-ФЗ, правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
На основании положений частей 1 и 14 статьи 34, частей 8 и 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в контракте (пункты 9.4 и 9.6) предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения. Процедура расторжения контракта (пункты 12 и 13 статьи 95 Закона) заказчиком соблюдена (отказ направлен ООО "СБ" почтовой связью с уведомлением о вручении, на адрес электронной почты, информация о принятом решении об отказе от исполнения контракта размещена в Единой информационной системе).
Основанием для принятия заказчиком решения от 25.01.2019 N 151-0198 об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило то, что ООО "СБ" не приступило к оказанию услуг по обеспечению функционирования элементов системы передачи информации СПИ "ЦАСПИ", в том числе не обеспечило функционирование элементов системы передачи информации СПИ "ЦАСПИ" о пожаре в пожарную часть, что является неисполнением условий контракта.
В соответствии с положениями статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения УФАС суды правомерно учли, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках. Вместе с тем реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в Реестр.
В связи с этим суды справедливо отметили, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
По настоящему делу, оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций не усмотрели оснований для признания недействительным решения УФАС от 11.03.2019 по делу N 047/06/104-191/2019 об отказе во включении в РНП сведений в отношении ООО "СБ", справедливо полагая, что в данном случае не установлено умышленное недобросовестного поведение хозяйствующего субъекта.
Данный вывод основан на следующем:
- оборудование СПИ "ЦАСПИ", установленное на объектах защиты заказчика принадлежит организации ЗАО "Центр Безопасности "Охрана помещений", осуществляющей техническое обслуживание в 2018 году (акту начальника штаба ГО и ЧС ГБУЗ ЛО "Лужская МБ" Юхно А.М.);
- ООО "СБ" провело первичное обследование пожарной сигнализации и приборов СПИ ЦАСПИ, смонтированных на объектах ГБУЗ ЛО "Лужская МБ" (подтверждается представленными в материалы дела актами первичного обследования от 17.12.2018, подписанными представителями заказчика и исполнителя по контракту);
- исполнитель принимал меры для проведения работ по обслуживанию АО ЦАСПИ (подтверждается актами от 14.01.2019, подписанными представителями заказчика и исполнителя, подтверждающими факт непоступления сигнала "Пожар" на пульт пожарной части);
- ООО "СБ" представлена переписка с ГБУЗ ЛО "Лужская МБ" в которой исполнитель сообщал о возникших проблемах и предлагал, в том числе, на безвозмездной основе оборудовать объекты заказчика объектовым каналообразующим оборудованием иных производителей, в том числе ПАК "Стрелец-Мониторинг" (письма от 28.11.2018 N 17, от 17.01.2019 N 15);
- ООО "СБ" обжаловало решение заказчика от 25.01.2019 N 151-0198 об одностороннем отказе от исполнения контракта (дело N А56-13129/2019), что само по себе свидетельствует о его заинтересованности в исполнении контракта.
Вышеизложенное воспринято судами, как принятие ООО "СБ" мер для надлежащего исполнения контракта, напротив, умышленное недобросовестное уклонение от исполнения контракта судами не установлено.
Как следствие, суды согласились с УФАС, что применение к ООО "СБ" санкции в виде включения в РНП сроком на два года в рассматриваемом случае не может считаться соразмерным и справедливым совершенному им деянию и не соответствует законодательству о контрактной системе.
Соответствующие выводы Управления подтверждаются материалами дела и не опровергнуты ЗАО "ЦБОП" в ходе судебного разбирательства посредством тех или иных имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, апелляционный суд, правомерно, исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ указал, что по данному делу ЗАО "ЦБОП" не доказано, что оспариваемое решение УФАС от 11.03.2019 по делу N 047/06/104-191/2019 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд констатировал, что ЗАО "ЦБОП" не является участником дела N 047/06/104-191/2019 и в решении УФАС от 11.03.2019 принятом по результатам рассмотрения означенного дела не содержится выводов о правах или обязанностях Общества (упоминание по тексту решения ЗАО "ЦБОП" применительно к документам и пояснениям, представленным исполнителем по контракту не порождает возникновение у ЗАО "ЦБОП" каких-либо прав или обязанностей, ни по отношению к заказчику, ни к исполнителю). Как следствие, включение или невключение в Реестр победителя электронного аукциона, не влияет на права и обязанности ЗАО "ЦБОП".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел совокупности предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленного ЗАО "ЦБОП" требования и признания недействительным решения УФАС от 11.03.2019 по делу N 047/06/104-191/2019.
В силу положений статьи 286 АПК РФ пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1).
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции ЗАО "ЦБОП" уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 17.09.2020 N 1077, том дела II, лист 81).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по делу N А56-67670/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Центр безопасности "Охрана помещений" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Центр безопасности "Охрана помещений" (адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Привокзальная пл.. д. 6/2,11, ОГРН 1027809015266, ИНН 7820000314) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 17.09.2020 N 1077 за рассмотрение кассационной жалобы по делу N А56-67670/2019.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.