26 ноября 2020 г. |
Дело N А05-1775/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Чировой Л.А. (доверенность от 09.09.2019),
рассмотрев 23.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрактного агентства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А05-1775/2020,
УСТАНОВИЛ:
Контрактное агентство Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555 (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительным акта от 27.11.2019 N 82мз-19в по результатам внеплановой камеральной проверки в части признания единой комиссии нарушившей пункт 1 части 4 статьи 67 и часть 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий просп., д. 60, ОГРН 1172901004264, ИНН 2901284425 (далее - Департамент), акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", адрес: 115114, Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Агентство просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что участники закупки, подавшие заявки на участие в аукционе, были допущены к участию в нем и признаны участниками аукциона, поскольку указали в своих заявках конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, следовательно, в действиях единой комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе не имелось нарушений Закона N 44-ФЗ. Ошибка при описании объекта закупки допущена заказчиком, Закон N 44-ФЗ не обязывает и не уполномочивает аукционную комиссию дополнительно проверять каким-либо способом представленные участником закупки документы и делать выводы, прямо не предусмотренные документацией.
В судебном заседании представитель Управления возразила против доводов кассационной жалобы.
Агентство и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление провело внеплановую камеральную проверку действий Департамента, уполномоченного органа (Агентства) при проведении электронного аукциона (извещение N 0124200000619004900) с целью осуществления контроля за соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
В ходе проверки установлено, что 24.09.2019 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000619004900 о проведении электронного аукциона, а также документация об аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку технологического оборудования (спортивный инвентарь) для строительства детского сада на 280 мест в 7 микрорайоне территориального округа Майская горка г. Архангельска. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 731 569 руб.
Раздел II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены наименование и описание объекта закупки и условия контракта, количество товара, в том числе пункт 6 - мат гимнастический складной, длина (мм) - не менее 200 и не более 220, ширина (мм) - не менее 100 и не более 110.
Из анализа требований заказчика к названным габаритам следует, что такие габариты указаны в 10 раз меньше, чем есть на самом деле (с указанным числовым значением вместо мм (миллиметры) должно значиться см (сантиметры)).
В ходе анализа заявки участников закупки N N 1, 3, 4 Управлением установлено, что в первых частях заявок данных участников закупки указаны следующие технические характеристики для товара по позиции 6 "Мат гимнастический складной": "Длина, мм - 200, Ширина, мм - 100, Толщина, мм - 10, Материал Винил-кожа, Мат в 3 сложения соответствие".
Участники закупки N N 1, 3, 4 по результатам рассмотрения первых частей заявок допущены к участию в аукционе.
По мнению Управления, единая комиссия, созданная уполномоченным органом, должна была отказать участникам закупки N N 1, 3, 4 в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67, части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, поскольку гимнастических матов размером 200 х 100 х 10 мм не существует, данные участники закупки указали недостоверную информацию в первых частях заявок.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 27.11.2019 N 04-04/6267 по делу N 82мз-19в, в пункте 2 которого единая комиссия, созданная уполномоченным органом - Агентством, признана нарушившей пункт 1 части 4 статьи 67, часть 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с актом Управления в указанной части, Агентство обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, подтвердив правомерность выводов УФАС.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Взаимодействие уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном постановлением правительства Архангельской области от 20.12.2013 N 595-пп "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп заказчик направляет в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
Частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Частями 1 и 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего закона, или предоставления недостоверной информации.
Судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что Закон N 44-ФЗ действительно предусматривает формальный подход аукционной комиссии к оценке соответствия заявки требованиям аукционной документации. Обязанностью аукционной комиссии на этапе рассмотрения первых частей заявок является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в документации об аукционе заказчиком. Вместе с тем Закон N 44-ФЗ не содержит запрета для единой комиссии проверять достоверность предоставленной информации, тем более в случае очевидных ошибок, в целях достижения объективного (правильного) результата закупок.
Суд первой инстанции отметил, что гимнастические маты обеспечивают человеку (ребенку) безопасность во время тренировок, уменьшают силу удара об пол, снижают опасность получения травм, используются и как подстилка, чтобы не касаться холодного пола во время упражнений, и как безопасное пространство для игр.
В спорных заявках N N 1, 3, 4 участники указали размеры матов гимнастических складных "длина 200 мм, ширина 100 мм, толщина 10 мм", однако, как указано УФАС и не отрицалось участниками спора, гимнастических матов таких габаритов не существует. Данное обстоятельство очевидно и без обладания специальными знаниями в данной сфере.
В свою очередь, Агентство на существование гимнастических матов указанных размеров не ссылается и не оспаривает фактическую ошибку в аукционной документации при указании единицы измерения по данному объекту закупки (мм вместо см).
Об указанном говорит и то, что в дальнейшем с победителем аукциона к муниципальному контракту от 23.10.2019 N 19004900 было заключено дополнительное соглашение от 25.11.2019 N 1 для исправления в спецификации по позиции 6 "Мат гимнастический складной" числовых значений габаритов с десятикратным увеличением (длина: вместо 200 мм читать 2000 мм и т.д.).
При этом не имеет правового значения довод Агентства о соответствии спорных заявок документации об аукционе, поскольку в нарушение заявителю вменяется не пункт 2 части 4 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а пункт 1 части 4 названной статьи.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно согласились с выводом Управления о наличии в действиях единой комиссии нарушения пункта 1 части 4 статьи 67 и части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая в совокупности и взаимной связи изложенное выше, суд кассационной инстанции соглашается с позицией судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А05-1775/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрактного агентства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Об указанном говорит и то, что в дальнейшем с победителем аукциона к муниципальному контракту от 23.10.2019 N 19004900 было заключено дополнительное соглашение от 25.11.2019 N 1 для исправления в спецификации по позиции 6 "Мат гимнастический складной" числовых значений габаритов с десятикратным увеличением (длина: вместо 200 мм читать 2000 мм и т.д.).
При этом не имеет правового значения довод Агентства о соответствии спорных заявок документации об аукционе, поскольку в нарушение заявителю вменяется не пункт 2 части 4 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а пункт 1 части 4 названной статьи.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно согласились с выводом Управления о наличии в действиях единой комиссии нарушения пункта 1 части 4 статьи 67 и части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2020 г. N Ф07-13300/20 по делу N А05-1775/2020