25 ноября 2020 г. |
Дело N А56-92040/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Боголюбовой Е.В., Власовой М.Г.,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Бурашовой.В. (доверенность от 24.12.2018),
рассмотрев 25.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колосагротранс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А56-92040/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Колосагротранс", адрес: 641310, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Кетово, Молодежная ул., д. 2Б, ОГРН 1094501007259, ИНН 4501154697 (далее - ООО "Колосагротранс"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Басманная Новая ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), о взыскании 82 772,28 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 13.02.2020 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 02.07.2020 решение суда от 13.02.2020 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Колосагротранс" ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает неправомерным одностороннее изменение, внесенное ОАО "РЖД" в исполненный договор перевозки, в части указания лица - плательщика железнодорожного тарифа: плательщиком указано ООО "Колосагротранс". Апелляционный суд не учел, что плата была списана ОАО "РЖД" за перевозку 68 650 кг груза по накладной ЭП771983. Заявка на перевозку груза весом 347,2 т была согласована сторонами при участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, она соответствует целям и условиям субсидирования; груз принят перевозчиком без замечаний; вес груза не превышает лимиты, установленные Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом Минтранса России от 27.07.2015 N 228).
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД", указав на правомерность судебного акта, просил оставить его без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей ООО "Колосагротранс", извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Колосагротранс" (грузоотправитель) на основании транспортной железнодорожной накладной ЭП771983 предъявило ОАО "РЖД" (перевозчику) к перевозке груз - пшеницу весом 68 650 кг - на одну повагонную отправку (1 вагон - N 95109716) для доставки со станции отправления Курган на станцию назначения Санкт-Петербург-Товарный-Московский Октябрьской железной дороги.
Поскольку перевозка осуществлялась в рамках "субсидии на зерновые грузы", о чем имеется соответствующая отметка в перевозочных документах (письмо Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" от 28.12.2017 исх. N 28636/ЦФТО "О предоставлении ОАО "РЖД" субсидии на перевозку зерна"), в заявке на перевозку от 09.01.2018 N 0029219409 указано, что плательщиком выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).
Вагонный лист на повагонную отправку к электронной накладной подтверждает размещение и закрепление груза в количестве 68 650 кг согласно Техническим условиям (глава 1, пункты 5.1, 5.2, 6.1, 6.3 ТУ ЦМ 943-2003).
Груз был доставлен на станцию назначения 25.01.2018, накладная получена грузополучателем.
Вместе с тем 26.02.2018 перевозчик произвел замену плательщика железнодорожного тарифа - заменил Росжелдор на ООО "Колосагротранс" и в безакцептном порядке с единого лицевого счета грузоотправителя (N 1003842801) за осуществленную перевозку списал 82 772,28 руб.
Поскольку требование о возврате списанных денежных средств было оставлено ОАО "РЖД" без удовлетворения, ООО "Колосагротранс" обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исходил из доказанности грузоотправителем факта неосновательного обогащения на стороне перевозчика и поэтому удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и указал на наличие у грузоотправителя обязанности внести плату за перевозку излишка груза.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1595 утверждены Правила предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна (далее - Правила N 1595).
Пунктами 4 и 5 Правил N 1595 предусмотрено, что при выполнении условий субсидированных перевозок плата за перевозку с грузоотправителя не взимается. Перевозки зерновых грузов осуществляются на основании положительного заключения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о соответствии подаваемой организации заявки грузоотправителя на перевозку зернового груза требованиям, предусмотренным Правилами N 1595.
Согласно абзацу пятому статьи 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Возможность перерасчета стоимости перевозки после выдачи груза следует и из разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
На основании согласованной заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 N 0029219409 ООО "Колосагротранс" надлежало предоставить к перевозке 330 т груза (пшеница), код ЕТСНГ - 011005, в 5 вагонах.
Вместе с тем при проверке отчетности за январь 2018 года перевозчик установил, что на предъявленные к перевозке вагоны грузоотправитель фактически погрузил 347,2 т груза, излишек массы груза составил 17,2 т, что свидетельствует о недостоверности сведений о массе груза, отраженных в означенной заявке на перевозку.
Учитывая, что в заявке на перевозку была согласована меньшая масса груза, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что перевозка указанного излишка груза в 17,2 т не подлежала субсидированию на условиях Правил N 1595.
Таким образом, грузоперевозчик правомерно произвел замену плательщика железнодорожного тарифа с Росжелдор на ООО "Колосагротранс" и списал с лицевого счета последнего 82 772,28 руб. в качестве провозной платы за перевозку излишка груза.
Следовательно, неосновательное обогащение на стороне ОАО "РЖД" отсутствует.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов апелляционного суда, а лишь выражают несогласие ее подателя с принятым по делу постановлением и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном суде.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А56-92040/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колосагротранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.