30 ноября 2020 г. |
Дело N А56-5625/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Центрального банка Российской Федерации Алексейцева В.В. (доверенность от 20.04.2018 на бланке 78 АБ 4881187), от акционерного общества "Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа" Орешина Е.Е. (доверенность от 30.12.2019 N 1139),
рассмотрев 25.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А56-5625/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа", адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69-71, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1089847188903, ИНН 7840389730 (далее - Биржа, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации, адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д.12, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133 (далее - ЦБ РФ, Банк) об оспаривании постановления от 06.12.2019 N 19-18427/3110-01 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N ЦА-55-ЮЛ-19-18427, о привлечении Биржи к административной ответственности по части 9 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 350 000 руб.штрафа.
Решением суда первой инстанции от 20.03.2020 признано незаконным и отменено постановление Банка от 06.12.2019 N 19-18427/3110-01 в связи с признанием судом совершенного Биржей правонарушения малозначительным (2.9 КАП РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2020 решение суда от 20.03.2020 оставлено без изменения, суд признал оспариваемое постановление незаконным по иным основаниям- ввиду отсутствия в действиях Биржи события вмененного ей правонарушения.
В кассационной жалобе Банк просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на неправильное толкование судами норм материального правам и ошибочную оценку представленных в дело доказательств, повлиявших на вывод суда об отсутствии в действиях Биржи события правонарушения по части 9 статьи 14.24 КоАП РФ. Банк указывает на то, что Общество нарушило свою обязанность по проведению ежегодной обязательной идентификации участников торгов, поскольку, не получив от шести участников торгов регистрационную карточку с информацией (наименование, ИНН, адреса сайта в сети интернет и пр.), проверила указанные сведения в открытых источниках, что не предусмотрено Правилами допуска к участию в организованных торгах Акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа", утвержденных 09.06.2017 Советом директоров Биржи и зарегистрированные Банком России 12.07.2017 (далее - Правила допуска).
В судебном заседании представитель Банка поддержал довод, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Биржи отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании поручения от 28.12.2018 Банком проведена инспекционная проверка Биржи. При проведении названной проверки установлено, что в 2018 году Биржей в нарушение пункта 13.1 Правил допуска, не была проведена обязательная идентификация в 2018 году шести участников торгов (ООО "Татнефть-АЗС-Запад", ООО "СОВИНК", ПАО "СИБУР Холдинг", ПАО "НК "Роснефть", ООО "Газпром межрегионгаз", ООО "Брокеройл") по регистрационным карточкам, обязательность представления которых возложена на участников торгов пунктами 3.7 и 13.2 Правил допуска.
По факту нарушения в отношении Биржи составлен протокол об административном правонарушении от 16.08.2019 N ЦА-55-ЮЛ-19-18427/1020-1.
Постановлением Банка от 06.12.2019 N 19-18427/3110-1 Биржа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 14.24 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 350 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства и доводы, представленные участниками спора, установил обстоятельства дела и посчитал доказанным как событие, так и состав в действиях Биржи административного правонарушения по части 9 статьи 14.24 КоАП РФ. Вместе с тем, суд признал совершенное административное правонарушение малозначительным, освободив привлекаемое лицо от административной ответственности.
Апелляционный суд, при повторном рассмотрении, согласился с выводом суда о незаконности постановления Банка, но на ином основании. Суд пришел к выводу об отсутствие в действиях Биржи события инкриминируемого заявителю правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы деятельности по организации торгов определены Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон N 325-ФЗ), в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 5 которого организатор торговли обязан осуществлять контроль за соответствием участников торгов требованиям, установленным Правилами организованных торгов, соблюдением участниками торгов и иными лицами указанных Правил.
Согласно пункту 3.7 Правил допуска, для осуществления Биржей внутреннего контроля с целью выполнения требований законодательства Российской Федерации каждый участник торгов не реже одного раза в год обязан представлять документы, необходимые для прохождения процедуры идентификации, проводимой Биржей с целью подтверждения достоверности сведений, имеющихся у Биржи об этом участнике торгов. Порядок и сроки проведения мероприятий по идентификации участника торгов установлены в Разделе 13 Правил допуска и зависят от категории участника торгов.
Пунктом 13.1 Правил допуска предусмотрено, что для подтверждения достоверности сведений, имеющихся у Биржи об участниках торгов, и с целью проверки выполнения участниками торгов требований пункта 15.7 Правил допуска и соблюдения принципа "знай своего клиента", не реже одного раза в год Биржей проводится идентификация участников торгов.
Согласно пункту 15.7 Правил допуска Члены Биржи, Члены Секции, Временные Члены Секции, Посетители торгов обязаны проинформировать Биржу об изменении их наименования, организационно-правовой формы, устава, иных учредительных документов, адреса местонахождения, фактического и/или почтового адреса, телефона, факса, адреса электронной почты, смене единоличного исполнительного органа, лиц, имеющих право подписи документов. Данная информация должна представляться в письменной форме за подписью руководителя организации в течение десяти рабочих дней после вступления в силу изменений с приложением копий документов, подтверждающих внесение соответствующих изменений.
Для исполнения требований пункта 15.7 Правил допуска, в силу пункта 13.2 Правил допуска участники организованных торгов ежегодно обязаны предоставлять Бирже регистрационную карточку по форме установленной внутренним документом Биржи (Регламентом предоставления документов). Раздел 13 Правил допуска не предусматривает иной порядок идентификации участников торгов, чем через предоставление участником торгов регистрационной карточки. Непредставление участником торгов регистрационных карточек в установленный срок согласно пункту 13.4 Правил допуска может являться основанием для прекращения допуска к участию в организованных торгах.
Суды при рассмотрении настоящего дела удостоверились в том, что Биржа направила 04.05.2018 восьмидесяти участникам торгов письмо с напоминанием о необходимости предоставления регистрационной карточки как того требует пункт 13.2 Правил допуска.
Поскольку шесть поименованных выше участников торгов не направили регистрационные карточки, Биржа провела необходимую идентификацию самостоятельно, проверив данные об этих участниках в открытых источниках (ЕГРЮЛ, учредительные документы участников торгов, официальные сайты участников торгов и др.) и по результатам проверки установила, что данные в отношении названных участников торгов с момента последнего направления документов, необходимых для прохождения процедуры идентификации, не изменились.
При изложенных обстоятельствах и доказательства, следует согласится с выводом апелляционной инстанции, что Биржа применительно к сложившейся ситуации предприняла надлежащие действия направленные на проведение обязательной идентификации участников торгов и актуализации сведений об участниках в регистрационных карточках на 2018 год, т.е. осуществила контроль за их деятельностью как того требует пункт 1 части 7 статьи 5 Закона N 325-ФЗ.
Как следствие, требования пункта 1 части 7 статьи 5 Закона N 325-ФЗ, пункта 13.1 Правил допуска Биржей полностью исполнены, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения.
Доводы Банка об обратном ошибочны, поскольку обязательность представления регистрационных карточек, возложенная на участников торгов пунктом 13.2 Правил допуска, не корреспондируется с обязательностью проверки Биржи сведений только по таким карточкам, также как отсутствие регистрационных карточек не является безусловным основаниям для прекращения допуска участника к участию в организованных торгах (пункт 13.4 Правил допуска).
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
При таких обстоятельствах и доказательствах, Банком не доказано наличие в действиях Биржи события вменяемого административного правонарушения по части 9 статьи 14.24 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Кроме того, апелляционным судом установлен пропуск срока привлечения Биржи к административной ответственности, поскольку в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об организованных торгах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В данном случае такой срок не соблюден: обязательность ежегодной идентификации ограничена сроком - до 01.06.2018, тогда как оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято 06.12.2019.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконными и его отмене.
Поскольку суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Банка, его ошибочный вывод о наличии признаков состава инкриминируемого деяния в действиях Биржи не будет иметь процессуальных последствий.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу N А56-5625/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.