30 ноября 2020 г. |
Дело N А56-25196/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества Строительная корпорация "РосСтрой" Князевой Ю.А.(доверенность от 30.09.2020 N 199/20),
рассмотрев 25.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества Строительная корпорация "РосСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу N А56-25196/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Строительная корпорация "РосСтрой", адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Всеволода Вишневского, д.13, ОГРН 1037736001456, ИНН 77362229064 (далее - АО "СК "РосСтрой", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция), от 13.03.2020 N 944 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 N 38007, которым Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 3 и 4 статьи 14 и пунктам 4 и 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде 200 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый - об удовлетворении заявления. Податель кассационной жалобы указывает на то, что не является надлежащим субъектом инкриминируемого ему деяния по пунктам 3 и 4 статьи 14 и пунктам 4 и 11 статьи 20 Закона N 273-ФЗ, поскольку по договору обязанность по уборке территории возложена на иную организацию; кроме того, заявитель в настоящее время находится в процедуре банкротства. При этом полагает возможным освободить его от административной ответственности, признав совершенное правонарушение малозначительным и освободив его от административной ответственности.
Представители ГАТИ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГАТИ в ходе осмотра земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, тер. Пригородный, уч. 198, Каменка площадью 7064 +/- 29 кв. м, кадастровый номер 78:34:0004281:10627, собственником которого является АО "СК "РосСтрой" установило, что по указанному адресу ограждение строительной площадки содержится в неисправном и загрязненном состоянии, а именно: ограждение выполнено из профилированного листа синего цвета, ограждение имеет деформации, отклонения от вертикали, на ограждении присутствуют посторонние объявления и графические надписи, ограждение имеет проемы (не замкнуто по периметру), информационный щит отсутствует, зона производства работ, а также 3-метровая территория, прилегающая к зоне производства работ, не убраны от мусора (бытовой мусор - полиэтиленовый пакет, использованная оберточная упаковка, окурки, пластиковые бутылки) и отходов (бой асфальта).
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 16.01.2020.
Проведенный Инспекцией 04.02.2020 повторный осмотр территории зафиксировал аналогичные нарушения.
По факту нарушения, выразившегося в отсутствии ограждения зоны производства работ и информационного щита, соответствующих требованиям Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875) (временное ограждение при производстве плановых работ не имеет серого цвета, соответствующего колерам 7040, 7038, 7035, 7004 согласно стандарту RAL или аналогу-ограждение выполнено из профилированного листа синего цвета), ГАТИ в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 N 38007 по пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70, а неисполнение обязанности по обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве строительных работ и размещении временного ограждения (ограждение строительной площадки имеет проемы (не замкнуто по периметру) и отсутствие информационного щита, послужило основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 N 38008 по пункту 4 статьи 14 Закона N 273-70.
По факту нарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства (зона производства работ, а также 3-метровая территория, прилегающая к зоне производства работ, не убрана от мусора (бытовой мусор - полиэтиленовый пакет, использованная оберточная упаковка, окурки, пластиковые бутылки) и отходов (бой асфальта), ГАТИ составлен протокол по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 N 38009 по пункту 4 статьи 20 Закона N 273-70, а неисполнение обязанности по осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства (временное ограждение зоны производства работ содержится в неисправном и загрязненном состоянии, на ограждении присутствуют посторонние объявления, посторонние графические надписи, секции ограждения местами имеют деформации, отклонены от вертикали), ГАТИ составлен протокол по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 N 38010 по пункту 11 статьи 20 Закона N 273-70.
Определением ГАТИ от 13.03.2020 вышеназванные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N 38007.
Постановлением Инспекции от 13.03.2020 N 944 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38007 Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 3, 4 статьи 14, пунктам 4, 11 статьи 20 Закона N 273-70 в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, установив в действиях Общества составы вменяемых ему в вину правонарушений, не усмотрев существенных нарушений административной процедуры, а равно оснований для признания совершенных Обществом правонарушений малозначительными, отказали в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ, пунктом 4 этой же статьи- за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений, а пунктом 11 этой же статьи -за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.2.1, 3.2.3 Правил N 875 производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов. Не допускается установка и размещение информационного щита со сведениями, не соответствующими действительности (в том числе с указанием истекших сроков работ). Размер информационного щита не менее 1 x 1 м, текст сведений черного цвета на белом фоне. Оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м вдоль ограждения, используемого для организации дорожного движения. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами. Ограждение зон производства работ должно соответствовать требованиям, установленным в приложении N 11 к Правилам.
Производитель работ также обязан содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей; обеспечить при производстве работ свободные проходы к зданиям и входы в них путем установки через траншеи (зону производства работ) пешеходных мостиков с перилами, а также свободные въезды во дворы. Обеспечить безопасность пешеходов и безопасность пешеходного движения при производстве работ (пункты 3.2.6,3.2.8 Правил N 875).
Пунктами 3.2.11, 3.2.22 Правил N 875 предусмотрена обязанность производителя работ обеспечить сохранность и содержание в исправном состоянии временного ограждения зоны производства работ. Содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга.
В силу пунктов 15.1, 15.1.2, 15.1.4, 15.1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), при осуществлении мероприятий по содержанию строительных площадок, площадок производства работ (далее - строительные площадки) устанавливаются следующие требования: до начала производства работ размещение забора по периметру строительной площадки либо ограждения зоны производства работ в соответствии с правилами производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством, содержание забора (ограждения) в чистоте и исправном состоянии, а также выполнение своевременного ремонта и окраски его, но не реже одного раза в год в весенний период, содержание забора без проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей; соблюдение ежедневной чистоты и порядка на подъездах к строительным площадкам, зоне производства работ; принятие мер по недопущению загрязнения прилегающей к зоне производства работ (строительной площадке) территории. В зимний период производитель работ обеспечивает надлежащее содержание пешеходных сооружений через траншеи.
Пунктами 3.1, 3.6 Приложения N 5 к Правилам N 961 регламентировано, что выполнение работ по уборке территорий может осуществляться как ручным, так и механизированным способом. К основным видам работ по зачистке территорий Санкт-Петербурга относятся: механизированное подметание усовершенствованных покрытий; ручной сбор мусора и смета с его последующим вывозом; ручное подметание территорий, недоступных для проведения механизированной уборки; мойка усовершенствованных покрытий, фасадов зданий и объектов благоустройства.
Порядок определения границ прилегающих территорий и участия в содержании прилегающих территорий определен Приложением N 7 к Правилам N 961, в соответствии с пунктом 2.5 которого для строительных площадок, площадок производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, прилегающая территория составляет 3 м от границы земельного участка, определенного для проведения указанных работ.
В силу пункта 4 Приложения N 7 к Правилам N 961 содержание прилегающей территории обеспечивается собственниками, а в случае, если здание, строение, сооружение, земельный участок переданы на основании договора во владение и (или) пользование физическим и юридическим лицам, если иное не определено договором, владельцами (пользователями) зданий, строений, сооружений, земельных участков в следующих случаях и порядке:
- ручная уборка, в том числе удаление посторонних предметов и вывоз мусора и отходов на прилегающей территории в периоды между уборкой специализированными организациями; запрещается смет мусора на проезжую часть;
- в зимний период в рабочее время каждые два часа после начала снегопада (в случае интенсивного снегопада) снегоочистка прилегающей территории, на которой осуществляется движение пешеходов, формирование снега в снежные валы в прилотковой зоне.
Представленными в материалы дела доказательствами (протоколами осмотра от 16.01.2020 и 04.02.2020 с фотофиксацией и ситуационными планами местности) подтверждаются события административных правонарушений, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 14, пунктами 4, 11 статьи 20 Закона N 273-70.
Утверждение Общества о том, что не оно является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, противоречит условиям контракта от 25.02.2016 N 44-02/2016-ГН, заключенного с генеральным подрядчиком ООО "СУ-151", по условиям которого Общество (как застройщик) осуществляло комплекс работ по строительству объекта с коммуникациями и благоустройством на земельном участке по адресу: СПб, Приморский район, район Каменка, квартал 78А, участок 1-78, кадастровый номер 78:34:0004281:10627.
Относительно вменения обязанности по уборке территории ООО "РК "Строй", названная организация, осуществлявшая ранее работы на основании контракта от 25.02.2016 N 44-02/2016-ГН в ходе административного расследования пояснила, что работы по контракту выполнены, с заказчиком подписаны итоговые акты, объект введен в эксплуатацию.
Доводы Общества о том, что земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004281:10627 передан по договору аренды от 01.03.2019 в пользование ИП Гембальской О.П. применительно к возложенным на Общество обязанностям как застройщика, не имеют правового значения, как и факт возбуждения в отношении Общества процедуры банкротства.
Виновность Общества оценена административным органом и судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил N 875 и Правил N 961 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3, 4 статьи 14, пунктами 4, 11 статьи 20 Закона N 273-70.
Суды также не установили нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также с учетом части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкций пункта 3 статьи 14 Закона N 273-70 в размере 200 000 руб. (с учетом отягчающего обстоятельства - повторного совершения однородного правонарушения).
Суды, оценив конкретные обстоятельства (в том числе нахождение временного ограждения в состоянии небезопасном для пешеходов, не ограничивающем попадание посторонних лиц на строительную площадку), обоснованно не усмотрели оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствие должного контроля со стороны ответственных должностных лиц.
Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иная оценка подателем жалобы установленных обстоятельств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу N А56-25196/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества Строительная корпорация "РосСтрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.