02 декабря 2020 г. |
Дело N А56-52953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Городское управление кадастровой оценки" Гиневой И.Н. (доверенность от 10.01.2020 N 01), от общества с ограниченной ответственностью "Русский аукцион недвижимости" Егорова К.В. (доверенность от 15.04.2020),
рассмотрев 25.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский аукцион недвижимости" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 10.06.2020 по делу N А56-52953/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русский аукцион недвижимости", адрес: 197227, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. М. Горького, д. 7, лит. Б, ОГРН 1107847390804, ИНН 7843312091 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Городское управление кадастровой оценки", адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, ОГРН 1177847033858, ИНН 7841052320 (далее - Учреждение), с требованиями об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 78:37:1781904:3354, 78:37:1781905:3103, 78:37:1781905:3105, 78:37:1781905:3074; обязании перевести указанные земельные участки в оценочную группу "земельные участки сельскохозяйственного использования"; об отмене решений от 12.02.2019 N 49/2019, 50/2019, 51/2019, 56/2019, принятых Учреждением об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельных участков; о перерасчете кадастровой стоимости земельных участков и передаче полученных сведений в течение 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Определением суда от 20.05.2019 Обществу отказано в принятии заявления, поскольку спор сводится к оспариванию результатов определения кадастровой стоимости и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 данное определение отменено, поскольку определением Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2019 административное исковое заявление Общества оставлено без рассмотрения. Этим же постановлением апелляционный суд направил на новое рассмотрение вопрос о принятии заявления Общества.
Решением от 07.12.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Податель жалобы полагает, что при определении кадастровой стоимости земельных участков Учреждение неверно выбрало подход и метод оценки в связи с ошибочным отнесением участков к оценочной группе "земельные участки, используемые для размещения объектов инженерной инфраструктуры", в то время как они имеют иной вид разрешенного использования, внесенный в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН); считает, что неверное отнесение земельных участков к оценочной группе без учета фактического использования и содержащихся в ЕГРН сведений повлекло изменение кадастровой стоимости и привело к нарушению прав и законных интересов Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником 4 земельных участков с кадастровыми номерами 78:37:1781904:3354, 78:37:1781905:3103, 78:37:1781905:3105, 78:37:1781905:3074, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское".
Согласно выпискам из ЕГРН, указанные земельные участки отнесены к категории земель "земли населенных пунктов" и имеют вид разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения".
При государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в 2018 году Учреждение отнесло земельный участок с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 к оценочной группе "земельные участки охраняемых природных территорий и объектов благоустройства", а остальные принадлежащие Обществу участки - в оценочную группу "земельные участки, используемые для размещения объектов инженерной инфраструктуры".
Общество, считая указанные действия необоснованными, обратилось в Учреждение с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, в целях отнесения всех принадлежащих ему участков к оценочной группе "земли сельскохозяйственного назначения".
Учреждение приняло решения от 12.02.2019 N 50/2019, 51/2019, 56/2019, которыми отказало в перерасчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 78:37:1781905:3103, 78:37:1781905:3105, 78:37:1781905:3074, а решением от 12.02.2019 N 49/2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 снижена с 63 110 988 руб. до 54 228 руб. в связи с установлением единичной методологической ошибки.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, ссылаясь на то, что действия Учреждения являются необоснованными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, установил следующее: спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, находятся в зоне ТИ 1-2 - зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки II и III классов опасности; Учреждение при определении их оценочной группы и кадастровой стоимости учитывало как фактическое использование земельных участков, так и их территориальное планирование и будущее использование; при проведении государственной кадастровой оценки земельный участок с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 был ошибочно отнесен к земельным участкам, которые будут использоваться для размещения объектов инженерной инфраструктуры, поскольку Учреждением не были учтены планировки и проекты межевания территории производственной зоны "Шушары-2", а также ограничения, установленные Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Суд признал, что земельные участки с кадастровыми номерами 78:37:1781905:3103, 78:37:1781905:3105, 78:37:1781905:3074 правомерно отнесены к оценочной группе "земельные участки, используемые для размещения объектов инженерной инфраструктуры", а решение Учреждения от 12.02.2019 N 49/2019 о снижении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 78:37:1781904:3354 является обоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Общества.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 статьи 21 Закона N 237-ФЗ по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Государственная кадастровая оценка вышеупомянутых земельных участков проводилась Учреждением в 2018 году на основании Закона N 237-ФЗ в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 N 226 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
Согласно пункту 6.8.2. Методических указаний при проведении оценочного зонирования в границах территориальной зоны анализируются фактическое использование земельных участков, а также характеристики планируемого развития зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, для выделения ценовых зон с различными основными видами использования объектов недвижимости. Выделение ценовых зон осуществляется с учетом перспектив их развития (будущей застройки).
В соответствии с пунктом 9.2.2.1.4 Методических указаний дополнительный анализ будущего использования требуется для земельных участков сельскохозяйственного использования.
Определение кадастровой стоимости согласно пункту 1.19 Методических указаний включает в себя ряд мероприятий, в том числе группировку объектов недвижимости в оценочные группы.
Согласно пунктом 9.1 Методических указания для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 9.2.2 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям: 1 сегмент "Сельскохозяйственное использование"; 2 сегмент "Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)"; 3 сегмент "Общественное использование"; 4 сегмент "Предпринимательство"; 5 сегмент "Отдых (рекреация)"; 6 сегмент "Производственная деятельность"; 7 сегмент "Транспорт"; 8 сегмент "Обеспечение обороны и безопасности"; 9 сегмент "Охраняемые природные территории и благоустройство"; 10 сегмент "Использование лесов"; 11 сегмент "Водные объекты"; 12 сегмент "Специальное, ритуальное использование, запас"; 13 сегмент "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка"; 14 сегмент "Иное использование" - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах.
В пункте 9.2.2.1 Методических указаний содержатся особенности применения подходов для определения кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к сегменту "Сельскохозяйственное использование"
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга), вышеперечисленные земельные участки находятся в зоне ТИ 1-2 - зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки II и III классов опасности.
Из постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2007 N 707 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории производственной зоны "Шушары-2", ограниченной железнодорожным полукольцом, продолжением Софийской улицы, Южной улицей, магистралью N 1 и проездом N 1 в Пушкинском районе", следует, что вышеупомянутые земельные участки расположены на территории предприятий II и III классов вредности.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 по делу N АКПИ19-786, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 N АПЛ20-45, Обществу отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 1.2, 9.2.2.1 Методических указаний.
С учетом указанных правовых норм и приведенных фактических обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований Общества по настоящему делу, правомерно исходили из буквального содержания пунктов 1.2, 6.8.2, 9.2.2, 9.2.2.1 Методических указаний, градостроительной документации и документов территориального планирования, необходимости определения дальнейшего использования спорных участков для размещения объектов инфраструктуры, конфигурации самих участков, а также информации, содержащейся в ЕГРН, об обременении всей площади участков правом прохода и проезда.
При таком положении, принимая во внимание, что принадлежащие Обществу участки в соответствии с ЕГРН имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерным включение Учреждением участков в спорную оценочную группу вследствие анализа будущего использования участков, определенного с учетом документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, которыми участки отнесены к зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов.
В связи с этим суды не установили оснований для отнесения участков к оценочной группе "земли сельскохозяйственного использования", признали действия Учреждения соответствующими действующему законодательству и Методическим указаниям и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Суды верно квалифицировали спорные правоотношения, установили и оценили все обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку настоящий спор связан с применением норм права, суды первой и апелляционной инстанций правильно отказали в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы, которая в силу положений статьи 82 АПК РФ назначается в случаях, когда требуются специальные знания, которые не касаются вопросов применения права.
Ссылки Общества на иной порядок определения оценочной группы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А56-52953/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский аукцион недвижимости" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.