02 декабря 2020 г. |
Дело N А42-1870/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 02.12.2020 без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А42-1870/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования Администрации муниципального образования Кандалакшский район, адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 34, ОГРН 1025100539430, ИНН 5102050634 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное), адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 8, ОГРН 1025100537923, ИНН 5102007244 (далее - Фонд), от 29.11.2019 N 387 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2020, заявление Управления удовлетворено в полном объеме.
Фонд, не согласившись с выводами судов, подал кассационную жалобу на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Фонд ссылается в своей кассационной жалобе на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение от 28.04.2020 и постановление от 08.07.2020 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами необоснованно не принято во внимание, что страхователь представил сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" не на всех застрахованных лиц, а впоследствии по истечении установленного срока представил сведения по типу "дополняющие" на одного застрахованного лица, в отношении которого ранее сведения не предоставлялись, а поэтому применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), является правомерным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность обжалуемых решения и постановления, рассмотренных в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением 04.06.2019 в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи представлены в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходные" за май 2019 года в отношении 108 застрахованных лиц.
Впоследствии Управление 13.08.2019 по телекоммуникационным каналам связи направило в Фонд сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за май 2019 года в отношении одного застрахованного лица, на которого ранее сведения не предоставлялись.
На основании представленных сведений Фондом проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 28.10.2019 N 387 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано, что сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за май 2019 года в отношении застрахованного лица Семянниковой Е.Ю., по которой сведения по типу "исходные" за указанный период ранее не предоставлялись, направлены Управлением только 13.08.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
По результатам рассмотрения указанного акта Фондом 29.11.2019 принято решение о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде наложения штрафа в размере 500 руб.
Посчитав решение Фонда незаконным, нарушающим права и законные интересы Управления, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Управления, признав, что страхователь самостоятельно устранил ошибку в сведениях индивидуального персонифицированного учета, откорректировав их путем предоставления дополнительных сведений за спорный период, что позволяет не применять к Управлению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" за май 2019 года в отношении 108 застрахованных лиц Управление представило 04.06.2019, то есть в установленный срок, что Фондом не оспаривается.
Из материалов дела судами установлено, что сведения по типу "дополняющие" за май 2019 года в отношении одного застрахованного лица Управление представило 13.08.2019, самостоятельно выявив ошибку.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Управлением не допущено.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, письмами Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные), равно как и не установлен срок предоставления сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющие".
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Управление, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, реализовало свое право на уточнение представленных сведений по форме СЗВ-М за май 2019 год, откорректировав их путем направления в Фонд дополнительных сведений в отношении еще одного застрахованного лица за этот период, что исключает применение к Управлению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход призван стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция, правомерно примененная судами к обстоятельствам настоящего дела, изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали, что оспариваемое решение Фонда не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно удовлетворили заявление Управления.
Доводы подателя жалобы, не согласного с произведенной судами правовой оценкой фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку каких-либо существенных нарушений в применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, не усматривается, кассационная жалоба Фонда не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А42-1870/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.