01 декабря 2020 г. |
Дело N А56-17283/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 01.12.2020 кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 по делу N А56-17283/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, адрес: 198516, Санкт-Петербург, Конно-Гренадерская ул., д. 1, лит. А, ОГРН 1027808916200, ИНН 7819026533 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лаура", адрес: 189510, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Александровская ул., д. 37А, ОГРН 1027808918356, ИНН 7823002006 (далее - ООО "Лаура", Общество), 24 134,10 руб. в возмещение убытков, причиненных в результате непредставления индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 решение суда первой инстанции отменено; с Общества в пользу Управления взыскано 4 765,92 руб. в возмещение убытков, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит отменить решение от 20.05.2020 и постановление от 24.07.2020, вынести новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, убытки в заявленном размере возникли именно в связи с несвоевременным представлением Обществом сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лаура" просило оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением установлен факт излишней выплаты страховой пенсии работнику ООО "Лаура" Зеленовской Т.П. за период с 01.05.2018 по 30.09.2019 в общей сумме 24 134,10 руб., что отражено в протоколе от 26.09.2019.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Обществом сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица за февраль 2018 года Управление письмом уведомило страхователя о возникшем ущербе.
Поскольку указанный ущерб в досудебном порядке Обществом не возмещен, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, не установив в настоящем случае причинно-следственной связи между несвоевременным представлением страхователем сведений и заявленной ко взысканию переплатой.
Апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска, в связи с чем решение суда отменил и взыскал переплату в размере 4 765,92 руб., отказав в иске в остальной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника (пункт 1 статьи 404 ГК РФ).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между несвоевременным представлением работодателем сведений за февраль 2018 года и понесенными Управлением расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии за весь заявленный период (с 01.05.2018 по 30.09.2019), посчитав, что такая связь имеет место только в отношении переплаты пенсии за февраль, март, апрель, май 2018 года в общей сумме 4 765,92 руб. исходя из непредставленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, а в дальнейшем Управление имело возможность установить отсутствие оснований для выплаты пенсии в повышенном размере.
Апелляционный суд исходил из того, что причиной выплаты работнику пенсии в завышенном на 4 765,92 руб. размере за февраль - май 2018 года явилось именно несвоевременное представление Обществом сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
В силу требований закона отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Общество должно было представить в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 15.03.2018.
Как установили суды, сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Общество представило по истечении установленного законом срока, а именно: в сентябре 2019 года. При этом за март и последующие месяцы 2018 года сведения по форме СЗВ-М представлены страхователем своевременно и содержали сведения о Зеленовской Т.П. как о работающем лице. Кроме того, Обществом в установленный законом срок (в мае 2018 года) представлены сведения о работающих пенсионерах по форме РСВ-1 (расчет страховых взносов) за первый квартал 2018 года.
Соответственно, на основании сведений по форме СЗВ-М за март 2018 года, полученных в апреле 2018 года и расчета по форме РСВ-1 Управление было не лишено возможности принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу.
Фактически прекратить выплату индексации Управление имело возможность с 01.06.2018, что следует из положений статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н.
В силу требований части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ Управление обязано было уточнить (выявить) факт продолжения застрахованным лицом трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Приняв во внимание представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль 2018 года в сентябре 2019 года, а также своевременное представление отчетности за последующие периоды и непринятие Управлением своевременных мер по прекращению выплаты пенсии с учетом индексации, апелляционный суд обоснованно признал, что перерасход средств на выплату пенсии работнику за февраль - май 2018 года произошел по вине Общества и правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части. Совокупности условий, необходимой для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в остальной части, апелляционный суд не установил.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в деле доказательствах, Управлением не опровергнуты, в связи с чем оснований не согласиться с ними суд округа не усматривает.
Приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального права, а по сути сводятся к иной оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Поскольку постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно и выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 по делу N А56-17283/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петродворцовом районе - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.