01 декабря 2020 г. |
Дело N А21-14199/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной бульвар" генерального директора Фоминых И.Г. (решение от 01.06.2017 N 3, выписка из ЕГРЮЛ), Ключникова А.А. (доверенность от 27.05.2020),
рассмотрев 25.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной бульвар" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А21-14199/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар", адрес: 236038, Калининград, Артиллерийская ул., д.71, оф. 1, ОГРН 11539260039615, ИНН 3906953618 (далее - ООО "УК "Цветной Бульвар", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236000, Калининград, ул. Д. Донского, д.1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 22.07.2019 N ЖК-4037/пр об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома (МКД) N 79Б корпус 2 по Калининградскому проспекту города Светлогорск, как нарушающего права и законные интересы, как заявителя, так и собственников помещений названого МКД; об обязании Министерства внести изменения в реестр лицензий Калининградской области (далее - Реестр) в отношении спорного МКД.
Решением суда от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2020, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Общество настаивает на отсутствии законных основании для отказа во внесении испрашиваемых им сведений в Реестр в отношении спорного МКД, поскольку в составе документов Министерству, в том числе был представлен договор управления, утвержденный собственниками помещений МКД, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 31.05.2019 N 1. Указанный протокол в судебном порядке не оспаривался и является действующим.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ). Министерство направило отзыв в котором с жалобой Общества не согласилось.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 13.03.2019 на сайте Администрации Светлогорского городского округа в разделе "Новости" опубликовано уведомление о наличии оснований для исключения МКД N 79Б корпус 1 по Калининградскому проспекту в городе Светлогорске из реестра лицензий Калининградской области (корпус 1 и корпус 2 спорного МКД взаимосвязаны общими инженерными системами).
Собственники названного МКД (корпус 2) на внеочередном общем собрании, проведенном с 20.04.2019 по 30.05.2019 в форме очно-заочного голосования, приняли решение о расторжении (прекращении) договора управления с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Раушен Комфорт" и выборе управляющей компании ООО "УК "Цветной Бульвар" и утверждении с последней договора управления МКД N 79Б корпус 2 по Калининградскому проспекту в городе Светлогорске.
С 01.06.2019 ООО "УК "Раушен Комфорт" фактически деятельность по управлению спорным МКД не осуществляло.
В Министерство 09.07.2019 поступило обращение ООО "УК "Цветной Бульвар" по вопросу включения МКД N 79Б корпус 2 по Калининградскому проспекту в городе Светлогорске в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Приказом от 22.07.2019 N ЖК-4037/пр Министерство отказало во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении спорного МКД, а именно во включении в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество в связи с несоответствием заявления и документов, предоставленных лицензиатом, требованиям подпункта "а" (подпункты "а" и "в" пункта 3) пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр, Порядок)
Означенный приказ вынесен на основании заключения от 27.07.2019 N ЖК-4037/пр в котором в том числе отражено, что протокол общего собрания собственников помещений МКД N 79Б корпус 2 по Калининградскому проспекту в городе Светлогорске не соответствует требованиям пунктов 8, 13, 15, подпунктам а, б, г пункта 20, пунктам 21, 22 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр и части 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также то, что в нарушение подпункта "а" пункта 20 Приказа N 44/пр в приложении реестр собственников помещений реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных в нем помещений отсутствует, при этом не указано место передачи оформленных решений собственников (пункт 8 Приказа). По сути, в заключении сделан вывод об отсутствие копии протокола и решения общего собрания собственников помещений в МКД о выборе способа управления МКД управляющей организацией, а также копии договора управления, условия которого утверждены решением собрания собственников помещений в МКД.
Посчитав отказ Министерства по внесению изменений в Реестр лицензий, оформленный приказом от 22.07.2019 N ЖК-4037/пр, незаконным, а права ООО "УК "Цветной Бульвар" нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого Приказа N ЖК-4037/пр (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Общество с заявлением представило Министерству следующие документы:
-заявление о внесении изменений в Реестр;
- копию протокола общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 (с приложениями и оригиналами решений собственников);
- копию договора управления МКД от 01.06.2019 N 010619/2 (с приложениями).
Относительно выводов Министерства и судов о несоответствии протокола общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 положениям пунктов 8, 13, 15, подпунктам а, б, г пункта 20, пунктам 21, 22 Приказа N 44/пр и части 4 статьи 45 ЖК РФ, (при фиксации в заключении Министерства отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений), и как следствие, непринятие его результатов в целом, суд округа отмечает, что данный протокол до настоящего времени никем из заинтересованных сторон не оспорен. Доказательств обжалования в судебном порядке законности проведения общего собрания собственников жилых/нежилых помещений МКД и принятого по результатам такого собрания решения, а равно признания судом этого решения (протокола) недействительным, отсутствуют.
В рамках рассмотрения настоящего спора, значимым вопросом для его разрешения является оценка представленного Обществом с заявлением о внесении в Реестр копии договора управления МКД от 01.06.2019 N 010619/2, применительно к пункту 3 Порядка N 938/пр (обязательности представления договора, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) в совокупности с положениями части 1 статьи 162 ЖК РФ (необходимости подписания договора всеми сторонами при строгом соблюдении процентного соотношения проголосовавших собственников).
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
При констатации отсутствия в приложенном к заявлению реестре собственников помещений реквизитов документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, а равно сведений о форме собственности в отношении каждого из указанных в нем помещений, утверждать о соблюдении Обществом требований части 1 статьи 162 ЖК РФ, относительно наличия необходимого кворума (пятидесяти процентов голосов от общего числа собственников помещений в МКД), позволяющего подписать договор собственниками помещений в МКД как одной из сторон, не приходится.
Более того, материалами дела подтверждается и не отрицается Обществом, что спорный договор управления МКД от 01.06.2019 N 010619/2 от имени собственников вообще не подписан, а завизирован только одной из сторон - ООО "УК "Цветной бульвар".
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Министерства, что заявление и документы, представленные лицензиатом, не соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем приказ Министерства об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области и возврате заявления и документов вынесен правомерно.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 20.08.2020 N 509, том дела II, лист 118).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А21-14199/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар" (адрес: 236038, Калининград, Артиллерийская улица, д. 71, оф. 1, ОГРН 11539260039615, ИНН 3906953618) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 20.08.2020 N 509.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.