03 декабря 2020 г. |
Дело N А21-14200/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 30.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А21-14200/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар", адрес: 236038, Калининград, Артиллерийская ул., д. 71, оф. 1, ОГРН 1153926003615, ИНН 3906953618 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 22.07.2019 N ЖК-4040/пр, об обязании Министерства внести изменения с 01.06.2019 в реестр лицензий Калининградской области (далее - Реестр) в отношении многоквартирного дома N 79Б, корп. 1 по Калининградскому проспекту г. Светлогорска (далее - МКД).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Трапезников Евгений Николаевич и Прокофьева Юлия Сергеевна.
Решением суда первой инстанции от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа во внесении испрашиваемых им сведений в Реестр в отношении спорного МКД, поскольку в составе документов Министерству, в том числе, был представлен договор управления, утвержденный собственниками помещений МКД, что подтверждается протоколом общего внеочередного собрания собственников от 31.05.2019 N 1. Общество указывает, что решение собственников, оформленное названным протоколом, в судебном порядке не оспорено, обязанности заключения (подписания) договора управления со всеми собственниками не имеется, Общество приступило к обязанностям управляющей компании в спорном МКД.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В отзыве Министерство просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 13.03.2019 на сайте Администрации Светлогорского городского округа в разделе "Новости" опубликовано уведомление о наличии оснований для исключения МКД из Реестра.
Общество на основании результатов внеочередного общего собрания, проведенного с 20.04.2019 по 30.05.2019 в форме очно-заочного голосования, обратилось в Министерство с заявлением по вопросу включения спорного МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Согласно протоколу общего внеочередного собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 собственниками помещений МКД принято решение расторгнуть договор управления с обществом с ограниченной ответственностью "Раушен Комфорт", выбрать управляющую компанию - Общество.
Министерством в соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в период с 02.07.2019 по 22.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 31.05.2019 N 1.
По результатам проверки Министерство, установив несоответствие документов требованиям подпунктов "а", "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр, Порядок), составило акт проверки от 22.07.2019 N ЖК-1/3615/ГНИ, заключение от 22.07.2019 N ЖК-4040/пр и приказом от 22.07.2019 N ЖК-4040/пр отказало Обществу во внесении изменений в Реестр в отношении спорного МКД.
Не согласившись с приказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлены статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Общество представило Министерству следующие документы:
- заявление о внесении изменений в Реестр;
- копию протокола внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 (с приложениями и оригиналами решений собственников (бюллетеней заочного голосования);
- копию сообщения о проведении собрания;
- фотоматериалы о размещении сообщения о проведении собрания на информационных досках;
- реестр собственников;
- копии свидетельств о регистрации права собственности на 3 л.;
- копию договора управления МКД от 01.06.2019 N 010619/1.
Относительно выводов Министерства и судов о несоответствии протокола общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 положениям пунктов 8, 13, 15, подпунктам "а", "б", "г" пункта 20, пунктам 21, 22 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Приказ N 44/пр), и части 4 статьи 45 ЖК РФ (при фиксации в заключении Министерства отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений), и как следствие, непринятие его результатов в целом, суд округа отмечает, что данный протокол до настоящего времени никем из заинтересованных сторон не оспорен. Доказательства обжалования в судебном порядке законности проведения общего собрания собственников жилых/нежилых помещений МКД и принятого по результатам такого собрания решения, а равно признания судом этого решения (протокола) недействительным, отсутствуют.
Вместе с тем в рамках рассмотрения настоящего спора значимым вопросом для его разрешения является оценка представленного Обществом с заявлением о внесении в Реестр копии договора управления МКД от 01.06.2019 применительно к пункту 3 Порядка N 938/пр (обязательности представления договора, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) в совокупности с положениями части 1 статьи 162 ЖК РФ (необходимости подписания договора всеми сторонами при строгом соблюдении процентного соотношения проголосовавших собственников).
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно подпункту "а" пункта 20 Приказа N 44/пр обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий, в том числе, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещения.
Между тем Министерством и судами отмечено, что в представленном реестре собственников помещений отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещения.
Отражение указанных сведений в отношении собственников либо лиц, заключивших договор долевого участия в строительстве МКД, необходимо для подтверждения и проверки легитимности участия в голосовании конкретных лиц.
При констатации отсутствия в приложенном к заявлению реестре собственников помещений реквизитов документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, а равно сведений о форме собственности в отношении каждого из указанных в нем помещений, утверждать о соблюдении Обществом требований части 1 статьи 162 ЖК РФ относительно наличия необходимого кворума (пятидесяти процентов голосов от общего числа собственников помещений в МКД), позволяющего подписать договор собственниками помещений в МКД как одной из сторон, не приходится.
Более того, материалами дела подтверждается и не отрицается Обществом, что спорный договор управления МКД от имени собственников вообще не подписан, а завизирован только одной из сторон - Обществом.
Учитывая в совокупности и взаимной связи изложенное выше, суд кассационной инстанции соглашается по указанным выше основаниям с позицией судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Обществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А21-14200/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар", адрес: 236038, Калининград, Артиллерийская ул., д. 71, оф. 1, ОГРН 1153926003615, ИНН 3906953618, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.08.2020 N 510.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.