07 декабря 2020 г. |
Дело N А66-4523/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
рассмотрев 02.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А66-4523/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов", адрес: 170100, г. Тверь, ул. Красные Горки, д. 1, ОГРН 1156952013085, ИНН 6950036574 (далее - Общество, ООО "КСМ"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639 (далее - Управление), от 20.03.2020 N 8.2-Пс/0048-0337-2020 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что ООО "КСМ" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, как считает Управление, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для выводов о нарушении административным органом процедуры привлечения ООО "КСМ" к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "КСМ" осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов: сеть газопотребления закрытого акционерного общества "Комбинат строительных материалов" N А05-11166-0001, класс опасности III, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Красные Горки, д. 1 (далее - ОПО).
На основании распоряжения от 30.01.2020 N РП-211-337-о Управление провело в отношении Общества плановую выездную проверку соблюдения при эксплуатации ОПО требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
В ходе названной проверки Управление установило ряд допущенных ООО "КСМ" нарушений требований промышленной безопасности в ходе эксплуатации ОПО, которые нашли свое отражение в акте проверки от 26.02.2020.
По признакам наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Управление 11.03.2020 составило в отношении ООО "КСМ" протокол N 8.2-0337-Пр/0048-2020 об административном правонарушении.
Постановлением от 20.03.2020 N 8.2-Пс/0048-0337-2020 Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "КСМ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции исходя из того, что Управление не представило в суд материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу о недоказанности состава вменяемого ООО "КСМ" административного правонарушения и отменил оспариваемое постановление.
Управление при подаче апелляционной жалобы представило в апелляционную инстанцию материалы административного дела, обосновав причины невозможности направления их в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции приобщил к настоящему делу административное дело, возбужденное в отношении Общества, и констатировал нарушение Управлением при его производстве процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые, по мнению суда, носят существенных характер. На основании указанных выводов апелляционный суд признал незаконным оспариваемое постановление и оставил принятое судом первой инстанции решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно частям 2 - 4 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Положения статьи 28.2 КоАП РФ направлены на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Нарушение административным органом при производстве по делу процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 Постановления N 10).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении от 11.03.2020 N 8.2-0337-Пр/0048-2020 составлен в отсутствие представителя Общества, которое не было надлежащим образом уведомлено о времени составления протокола. В частности апелляционный суд оценил уведомление Управления, адресованное директору Общества, о необходимости прибытия для составления протокола об административном правонарушении 11.03.2020 в 14 час. 30 мин. (т.д. 2, л.д. 52). Установив факт составления в отношении ООО "КСМ" протокола об административном правонарушении 11.03.2020 в 14 час. 00 мин. (т.д. 2, л.д. 55), апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии у Общества в таком случае возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ, что носит, по мнению апелляционного суда, существенный характер и влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
Между тем, как следует из текста уведомления от 26.02.2020 (воспринятое судом апелляционной инстанции как уведомление, направленное Обществу), данный документ адресован директору ООО "КСМ" Митрофаненко Н.Н., который приглашался для составления протокола об административном правонарушении в отношении него как должностного лица Общества.
Как указывает Управление, в адрес Общества было направлено отдельное уведомление от 26.02.2020, которым законный представитель ООО "КСМ" либо иное действующее по доверенности лицо приглашались для составления протокола об административном правонарушении на 11.03.2020 в 14 час. 00 мин. Факт получения названного уведомления Общество не оспаривало. В своем заявлении ООО "КСМ" оспаривало существо вменяемого нарушения и обращало внимание лишь на недостоверность записи, содержащейся в протоколе N 8.2-0337-Пр/048-2020, относительно его составления в присутствии представителя ООО "КСМ", действующего по доверенности (с указанием реквизитов).
Следует признать, что в данном случае апелляционный суд должным образом не проверил, были ли приняты Управлением необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Поскольку обстоятельства дела являются неисследованными в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А66-4523/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.