07 декабря 2020 г. |
Дело N А26-2571/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" Краузе Е.А. (доверенность от 05.10.2020),
рассмотрев 03.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А26-2571/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс", адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской Флотилии, д. 26, оф. 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - ООО "Автоспецтранс"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Быт", адрес: 186350, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. М.Горького, д. 25, ОГРН 1051002564062, ИНН 1013101664 (далее - ООО "Быт"), о взыскании 22 367 руб. 49 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая 2018 года по июнь 2019 года, 3347 руб. 59 коп. неустойки, начисленной за период с 10.12.2018 по 16.12.2019, а также неустойки, начисленной на сумму основного долга с 17.12.2019 по день фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2020, ООО "Автоспецтранс" в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Автоспецтранс", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, ненаправление ответчиком региональному оператору заявки с целью заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически оказанные услуги в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В судебном заседании представитель ООО "Автоспецтранс" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Быт", надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам конкурсного отбора ООО "Автоспецтранс" с 01.05.2018 присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия.
Ссылаясь на то, что ООО "Быт" не направило ООО "Автоспецтранс" заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), не подписало и не возвратило направленный по юридическому адресу ООО "Быт" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 34-187 АСТ и не произвело оплату услуг, оказанных в период с мая 2018 года по июнь 2019 года, ООО "Автоспецтранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали ООО "Автоспецтранс" в удовлетворении иска, указав, что истец не представил доказательств своевременного направления в адрес ответчика договора N 34-187 АСТ, актов оказанных услуг, счетов на оплату и счетов-фактур и документально не подтвердил факт оказания услуг в отношении определенного в договоре N 34-187 АСТ места сбора и накопления ТКО (г. Медвежьегорск, ул. М.Горького, д. 25).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктами 4, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 8(11) и 8(12) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
По сведениям истца предложение регионального оператора на заключение договора по обращению с ТКО было опубликовано в газете "Карелия" N 12 за 1 марта 2018 года и размещено на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет".
Поскольку ООО "Быт" не обратилось к региональному оператору с заявкой на заключение договора в порядке, предусмотренном пунктами 8(4), 8(5) Правил N 1156, и не подписало проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 34-187 АСТ, направленный в его адрес 22.01.2020, в силу пункта 8(17) Правил N 1156 договор считается заключенным с 01.05.2018 на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
В обоснование факта оказания услуг ООО "Автоспецтранс" представило в материалы дела акты выполненных работ, составленные им с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, а также выставленные в адрес ООО "Быт" счета на оплату услуг.
Пунктами 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Ответчиком факт оказания услуг не оспорен, доказательств оплаты оказанных услуг не представлено.
Поскольку добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается и ООО "Быт" в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявляло о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, у судов не имелось оснований полагать, что ООО "Автоспецтранс" не исполняло обязательства перед ООО "Быт" по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов.
Тот факт, что указанное в договоре N 34-187 АСТ место сбора и накопления ТКО (г. Медвежьегорск, ул. М.Горького, д. 25) не включено в перечень мест приема и передачи ТКО в договорах, заключенных ООО "Автоспецтранс" с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ деятельность регионального оператора охватывает всю территорию Республики Карелия, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется в отношении всех без исключения потребителей в пределах зоны деятельности регионального оператора, перечисленный в договорах с операторами перечень мест приема и передачи ТКО не является исчерпывающим. Следовательно, отсутствие поименованного в договорах с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов.
В такой ситуации вывод судов о том, что услуга по вывозу ТКО ответчику в спорный период не оказывалась, не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 288 АПК РФ судебные акты подлежат отмене.
Поскольку при рассмотрении дела суды не проверяли расчет заявленной к взысканию стоимости услуг и начисленных на сумму долга пеней, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить правильность произведенного истцом расчета основного долга и неустойки, после чего принять законное и обоснованное решение, распределив между сторонами судебные расходы по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А26-2571/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.