08 декабря 2020 г. |
Дело N А56-108364/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кутузовой С.В. (доверенность от 28.11.2019),
рассмотрев 02.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А56-108364/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Смоленская ул., д. 27А, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - ГУП "Водоканал СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция) от 18.09.2019 N 4571 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70, Закон), в виде 350 000 руб. штрафа.
Решением суда от 16.04.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2020, Предприятию отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты в связи с неверной квалификацией ГАТИ действий Предприятия по пункту 1 статьи 14 Закона СПб N 273-70; при фиксации в процессуальных документах события правонарушения как невосстановление благоустройства зоны производства работ, что образует состав правонарушения по части 2 этой же статьи.
Представители ГАТИ, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами при рассмотрении материалов административного дела установлено следующее: по состоянию на 09.08.2019 в отношении объекта по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, д. 570, лит. Б, ГУП "Водоканал СПб" (заказчик) не выполнена обязанность по получению ордера ГАТИ на осуществление земляных работ, выполняемых подрядной организацией ООО "СК "НОСТРУМ" (далее - подрядчик).
В соответствии с ордером ГАТИ N К-6415 от 26.09.2016 (срок действия до 27.06.2019) Предприятие являлось заказчиком работ по установке временного ограждения, устройству временной подъездной дороги по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, д. 570 лит. Б.
Протоколами осмотра от 09.08.2019 и от 20.08.2019 зафиксировано неисправное состояние зоны производства работ по ордеру ГАТИ N К-6415 от 26.09.2016, срок действия которого истек 27.06.2019 - не восстановлено асфальтобетонное покрытие, не вывезены остатки грунта из зоны производства работ.
Посчитав, что тем самым Предприятием нарушены требования пунктов 3.1.1, 4.9, 6.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875, Правила), Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2019 N 68134.
Постановлением ГАТИ от 18.09.2019 N 4571 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 68134 от 20.08.2019 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 в виде 350 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, проверили соблюдение ГАТИ административной процедуры и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного Предприятию административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного преследования, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Предприятия от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ. Кроме того, суды сочли назначенное ГАТИ наказание соответствующим тяжести совершенного деяния.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемым постановлением ГАТИ от 18.09.2019 N 4571 Предприятие привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70, ему вменено нарушение пунктов 3.1.1, 4.9, 6.1 Правил N 875.
В силу пункта 3.1.1 Правил, заказчик обязан до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, получить ордер ГАТИ на их производство.
Заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в ГАТИ до начала их производства. Выполнение указанных работ без ордера ГАТИ на их производство запрещено (пункт 6.1 Правил).
Между тем материалами дела подтверждается факт получения Предприятием ордера ГАТИ N К-6415 от 26.09.2016 (срок действия до 27.06.2019), согласно которому оно являлось заказчиком работ, а ООО "СК "НОСТРУМ" подрядчиком по установке временного ограждения, устройству временной подъездной дороги по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск Приморское шоссе, д. 570, лит. Б.
Инспекция, установив, что срок действия ордера N К-6415 истек 27.06.2019, но работы по ордеру не завершены (не восстановлено асфальтобетонное покрытие, не вывезены остатки грунта из зоны производства работ), пришла к выводу, что Предприятием не исполнена обязанности по оформлению ордера ГАТИ на производство работ по восстановлению нарушенного благоустройства (асфальтобетонного покрытия) и квалифицировала данное нарушение по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, сочли, что означенная квалификация является правильной.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также за неисполнение заказчиком обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ.
Исходя из диспозиции пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70 административная ответственность заказчика работ установлена за выполнение производителем работ, связанных с благоустройством без ордера либо за неисполнение им обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ.
Между тем, из представленных в материалы дела протоколов осмотра территории от 09.08.2019 и от 20.08.2019 (с приложенными к ним фотоматериалами) следует, что на момент осмотра территории земляные работы не производились, строительная техника и рабочие отсутствовали. Иные доказательства, подтверждающие фактическое выполнение работ на осмотренной территории, ГАТИ не представлены.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности ГАТИ наличия в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А56-108364/2019 отменить.
Заявление государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 18.09.2019 N 4571 о признании государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.